Несмотря на то, что абстрактная живопись в СССР осуждалась как «формалистская», флагманом неофициального искусства с 50-х годов стала именно студия «Новая реальность». Работы Кандинского, Малевича, Родченко, Ларионова значительно повлияли на развитие западного искусства и дизайна, однако в СССР их достижения не получили ни должного признания, ни последующего развития – по крайней мере, в ближайшие тридцать лет (сегодня искания раннесоветских абстракционистов лежат в основе обучения отечественных дизайнеров).
Элий Белютин еще с сороковых годов задумывался о том, что абстракционизм отвергнут незаслуженно. Именно работы представителей «Новой реальности», выставленные в Манеже, вызывали негативную реакцию Н.С.Хрущева и новый виток борьбы с неофициальным искусством. Тем не менее, кружок продолжил существовать, с восьмидесятых годов художники получили возможность выставляться на родине и за рубежом и в том или ином составе сохранялся до 2000-х годов. Легенда советского «подпольного» искусства, долгожительница андеграунда – Вера Преображенская.
Рисовать она начала с раннего возраста, в шесть лет прочла «Войну и мир», участвовала в первой выставке советских абстракционистов и той самой скандальной выставке в Манеже, занималась иллюстрацией, в том числе оформляла учебные пособия, учебники и детскую литературу.
Илья Кабаков – ведущий представитель московского концептуализма. Хотя его работы никогда не соответствовали представлениям об официальном искусстве, а сам он активно участвовал в советских и зарубежных выставках вместе с художниками-нонконформистами, себя диссидентом он никогда не называл. Кабаков говорил: «Я не был диссидентом. Я ни с кем и ни с чем не сражался. Этот термин ко мне неприменим». С шестидесятых он занимался графикой и книжной иллюстрацией, воспевал советские коммуналки. С восьмидесятых начал создавать инсталляции – комнаты и лабиринты, которые впоследствии получили название «тотальных инсталляций». Первая его известная инсталляций – «Человек, который улетел из своей комнаты». С конца восьмидесятых годов последовательно получил несколько зарубежных грантов на участие в выставочных проектах и со временем начал все чаще работать за границей.
Лидия Мастеркова – советская и российская художница-нонконформистка. Была участницей «бульдозерной выставки», после ее разгона вместе с сыном эмигрировала во Францию. Мастеркова была «непризнанной» художницей дважды – и со стороны официального советского искусства, и со стороны коллег по цеху, не готовых признать женскую творческую полноценность.
Мастеркова занималась абстрактным коллажированием, используя в нем кружева, фрагменты церковных облачений, старинные ткани – что тоже не находило понимания окружающих. После эмиграции она активно развивала идеи космизма в своем творчестве, называя космос максимально «эскапистским» пространством.
Оскар Рабин – художник, которого лишили советского гражданства. Он был, пожалуй, ярчайшим активистом неофициального искусства. После запрета выставлять работы без одобрения МОСХ придумал проводить «квартирные» выставки и предложил художникам выходить на улицы со своими картинами. Был организатором той самой «Бульдозерной выставки». Его нещадно чернила критика, утверждая, что работы Рабина вызывают отвращение, мрачны, депрессивны и буржуазны. Его конфликт с властью перешел в открытую форму, Рабин был арестован за тунеядство и помещен под домашний арест. Он отказался уехать из страны, однако спустя несколько дней пребывания в КПЗ согласился уехать в Европу по туристической визе. Однако через полгода пребывания с семьей во Франции был лишен советского гражданства на том основании, что «позорит образ советского гражданина». В 2006 году Рабин получил российский паспорт.
Соц-артом называют постмодернистское направление, противостоящее официальной советской идеологии и иронизирующее над штампами советской культуры. Представители соц-арта изображали себя в образе Маркса и Энгельса, писали портреты Сталина в окружении муз… Немалую славу они завоевали на Западе. Один из основателей соц-арта – Эрик Булатов, использовавший узнаваемые советские слоганы, шрифты и образы. Расположенные на фоне синего неба, лозунги или отдельные слова теряли изначальный и обретали новый смысл.
Самая известная его работа – «Красный горизонт», где даль затянута красной ковровой дорожкой – трагически иронизирует над несоответствием громких слов о светлом будущем и душного формализма. Как и многие неофициальные художники, занимался иллюстрацией детских книг. В семидесятые начал участвовать в крупных выставках за границей, однако эмигрировал после распада СССР. Сегодня выставки Булатова проходят во многих странах мира.
И снова речь об иллюстраторах – такая работа позволяла и творчески реализоваться вне жестких требований партии, и подзаработать, и оставить время для свободной живописи. Юрий Александрович Нолев-Соболев в шестидесятых был главным художником издательства «Знание» и главным же художником журнала «Знание – сила». И неплохо потрудился над кадровым составом издательства – привлек на работу Илью Кабакова, Эрнста Неизвестного, Анатолия Брусиловского и других звезд неофициального советского искусства. Сам он также был известен иллюстрацией, имитировавшей научную, но при этом абсурдно-фантастической. Кроме того, занимался мультипликацией.
Текст: Софья Егорова.