Первая громкая выставка Фрэнка Стеллы состоялась в Нью-Йорке в 1959 году – на ней была представлена серия «Черные картины». Зрителям были представлены произведения, главной особенностью которых были нанесенные на холсты тонкие полосы черного цвета – так, что незакрашенное пространство образовывало белые. Эти двухцветные картины молодого абстракциониста произвели на публику сильное впечатление – выставка пользовалось успехом. Художнику на тот момент было 23 года.
Фрэнк Стелла родился в городе Молден штата Массачусетс 12 мая 1936 года в семье выходцев из Италии. Он был мальчиком из благополучной, состоятельной семьи – мать-домохозяйка увлекалась модой и рисованием, отец был врачом-гинекологом. Фрэнка видели состоявшимся в какой-либо респектабельной профессии, но, несмотря на элитную школу и учебу в Принстоне, где он специализировался на истории, несмотря на переезд в Нью-Йорк и изучение юриспруденции, надеждам родителей не суждено было сбыться.
Знакомство с творениями Джексона Поллока и еще одного абстракциониста-экспрессиониста – Франца Клайна, посещение в Нью-Йорке художественных галерей, изучение живописи и вращение в творческой среде привели к тому, что и сам Стелла посвятил себя миру искусства, так и не завершив образование в университете. Работы молодого художника высоко оценил Лео Кастелли, нью-йоркский галерист, выставив их в своем заведении, и благодаря этому о Фрэнке Стелле узнали и заговорили.
Свои первые картины Фрэнк Стелла создавал при помощи простой интерьерной краски, используя малярные кисти. Произведения не привязывались к каким-либо переживаниям, не имели исторического или психологического подтекста – Стелла призывал видеть в картине просто картину: «То, что вы видите, – это то, что вы видите». Сам холст, на котором художник создает изображение, имеет ценность, он самодостаточен и не должен быть привязан к эмоциям или событиям реального мира. Это не значит, впрочем, что реальный мир не дает художнику идеи для новых произведений.
Главное, что ценил и ценит Стелла в произведениях, чего он добивается в первую очередь – это четкая структура, для этого он всегда работает по плану, создавая подготовительные рисунки и продумывая расположение и ритм узоров и символов. Работы в этом случае начинают «стремиться к самоорганизации» – не это ли в них почувствовали и оценили любители современного искусства пятидесятых?
После серии «Черных картин» наступила очередь «Алюминиевых» – созданных с помощью бесцветной алюминиевой краски, а затем «Медных». На протяжении своей творческой жизни Стелла выпускал отдельные циклы произведений, причем работал быстро, включая в каждый десятки картин. Работы художника отбирались для выставок художников-минималистов, но сам он от этого направления в искусстве XX века постепенно отходил – а новые серии, наполненные множеством деталей и экспериментов с формой полотен и вовсе называл произведениями периода максимализма.
С семидесятых Стеллу все больше интересовал объем – уже не только создание соответствующих иллюзий на плоской поверхности, но и добавление рельефа, трехмерности в сами произведения. Он использовал разные ткани, металлические элементы, а позже создавал уже отдельные скульптуры, которые находили место в разных общественных местах вроде кампусов университетов и театров. Игры со структурой и пространством продолжались.
Среди самых востребованных серий работ Фрэнка Стеллы – «Концентрические квадраты» и «Неправильный многоугольник» шестидесятых, в семидесятых он создал знаменитую серию «Польская деревня» – черпая вдохновение в очертаниях польских домов, разрушенных во время войны. Лекала, применяемые в судостроении, дали идею для цикла «Экзотические птицы», выпущенного в конце семидесятых.
Картины восьмидесятых – это романтичная «Серия волн» с входившим в ее состав произведением «Моби Дик» - картины, которые как будто «начинали двигаться», преобразуя поверхность холста. За свою карьеру Фрэнк Стелла был удостоен нескольких премий, а самая дорогая его работа – «Переход через Делавер» – была продана на аукционе «Сотбис» в 2015 году за 13,5 миллионов долларов.
Посвятив жизнь искусству, будучи во многом первопроходцем, а значит, вступая на путь настолько же интересный, насколько требующий определенного самоотречения, Стелла, тем не менее, не прятался от жизни в мастерской. Художник был дважды женат – в 1961 году он заключил брак с Барбарой Роуз, ставшей впоследствии известным искусствоведом. В этом союзе родилось двое детей, но сам он распался спустя восемь лет.