Задолго до появления жемчужин садового искусства в Версале и Петергофе в Европе возникла мода на итальянский ренессансный сад – стиль появился в XV веке, когда не только богатые, но и увлеченные искусством аристократы принялись украшать свои виллы, приглашая для выполнения этих работ самых лучших художников и архитекторов. Сад выполнял ту же функцию, что и коллекции картин и скульптур, размещенных внутри зданий: развлекал владельца и его гостей, приносил удовольствие благодаря открывающимся видам, в которые естественным образом оказывался встроен и пейзаж за пределами самого сада.
До появления садов эпохи Возрождения земля вокруг замка использовалась для выращивания овощей, фруктов, лекарственных трав – о создании ландшафтов и заботе об эстетической составляющей организации пространства за стенами дома не думали. Кстати, и сам сад тогда обносился стенами – а новый, ренессансный тип парка предполагал стирание четких границ между зданием, прилегающей к нему землей и пейзажем вокруг. Великолепные итальянские виды становились частью общего замысла архитектора.
Главным изданием, в соответствии с которым создавались сады Возрождения, стал трактат «Десять книг о зодчестве» Леона Баттисты Альберти, написанный в середине XV в. Согласно ему, например, из сада должен был открываться вид на город, либо земли хозяина, либо на морской пейзаж. Как правило, итальянские сады сооружались на склоне холма, включали террасы, лестницы, пандусы. Вдохновленные примерами античного устройства сада, описанными у классиков, архитекторы делали фонтаны, каскады, гроты.
Самой первой виллой, где был устроен такой сад – в 1455 – 1461 годах, считается вилла Медичи во Фьезоле, к северу от Флоренции. Со временем сады итальянских вилл становились все более замысловатыми, сложными, предполагали разные эксперименты с перспективой и вообще некоторую драматургию при осмотре и прогулке. В парках вилл устраивались собрания поэтов и художников – и постепенно итальянские сады научились копировать и воспроизводить и в других европейских странах.
Узоры и геометрию итальянского сада начали воспроизводить и во французских владениях. Король Карл VIII из военного похода по Италии привез нескольких мастеров, которые работали над его резиденцией в Амбуазе, а потом и в других замках. Садовники французского королевства постепенно вырабатывали особенный стиль; идеальным его воплощением стал парк Версальского дворца, созданный Андре Ленотром для короля Людовика XIV. Чуть раньше тот же Ленотр создал парк, украсивший дворец Во-ле-Виконт.
Такой способ устройства садов получил название регулярного парка, «французским» его стали звать благодаря особенному распространению этого стиля в резиденциях аристократов и правителей Франции. Отличительные черты регулярного парка – геометрическая безупречность, логика, симметрия. Кроны кустарников тщательно подстрижены, они нередко образуют «комнаты»-боскеты, создающие закрытые, интимные пространства. Главный партер – прямоугольный газон – украшен цветниками, статуями, цветным песком и гравием.
Французский сад украшают фонтаны, а также пруды, внешний вид которых сразу исключает мысль об их естественном происхождении: они идеально правильной формы и расположены так, чтобы дополнять собой безупречную перспективу парка. В России лучшим из повторений идей Версаля стал Петергоф. А вот в Британии традиции французского регулярного сада трансформировались, отчего возник английский стиль – тоже вариация античных представлений о прекрасном в новом мире.
В этом случае о симметрии речь не идет, английский парк должен выглядеть как уголок, созданный природой, воплощение лучших пейзажей художников. Прямые линии тоже не допускаются. Нет острых углов, извилистые дорожки напоминают тропинки, растения разной высоты формируют рельеф сада, а множество цветов – его яркую палитру. Парк часто включал в себя водоем – озеро, рощицы и лужайки, деревянные беседки и скамейки; украшали парк и статуи, также отсылающие к традициям Древней Греции и Рима, и руины. Газоны в английском саду аккуратно подстригали.
Стиль возник в Англии в XVIII в., постепенно распространяясь по Европе и находя все больше почитателей. Один из первых «английских» парков появился в Чиквик-хаус по заказу владельца дома, Ричарда Бойля, третьего графа Берлингтона. Там работали Уильям Кент, художник и архитектор, Чарльз Бриджмен, садовник. А вдохновением для них служили картины художников – Сальватора Роза, Клода Лоррена, Никола Пуссена. Это направление в парковом искусстве так и называли – пейзажный (еще – английский, иррегулярный) парк.
Еще ближе к естественному пейзажу оказались японские сады, когда-то возникшие в подражание китайским, но ставшие в итоге явлением самобытным и уникальным. Японский сад и сам представляет собой пейзаж в миниатюре, и «встроен» в природу. Любые искусственные орнаменты в японском саду исключены; материалам специально придается «состаренный» вид. Обстановка сада должна способствовать созерцанию и размышлениям, дорожка – напоминать жизненный путь, окружающие ландшафты – служить фоном для сада, символизируя бесконечность природы.