Старинные русские свадебные обряды очень напоминают обряды погребальные: невеста плачет, скорбя о своей беззаботной прошлой жизни, а также заливаются слезами ее подружки, с которыми девушка весело проводила время до свадьбы. Но это были всего лишь ритуалы. Кстати, ни одна свадебная церемония не обходилась без бани. Когда наступал второй день после свадьбы, молодые обязательно ехали в баньку. А вот что касается свекрови то она посещала это место гораздо позднее. Можно сказать, существовал даже обряд, которому можно присвоить название «баня для свекрови».
Это было достаточно интересно: когда наступал «час Икс», в баньку приходили родственники свекрови. Они должны были принести с собой банные веники и обязательно прутья от деревьев хвойных пород. Далее начинался настоящий спектакль: те, кто присутствовал в бане брали хвойные прутья и начинали замахиваться на свекровь. При этом молодая жена должна была немедленно броситься на ее защиту. Женщине следовало умолять «хулиганов», чтобы они заменили жесткие прутся на приятные, мягкие банные веники. За это она предлагала гостям вкусную еду. Чем лучше просила невестка, тем быстрее люди соглашались «пощадить» свекровь и избавить ее от этой неприятной порки.
Когда время мытья заканчивалось, невестке следовало преподнести матери мужа свежую, обязательно новую обувь и одежду, а также помочь ей облачиться в подарки.
Было одно важное условие: если невестка была невнимательна, и никаких презентов не захватила с собой, то обряд бани отменялся. Молодая кланялась в ноги свекрови, а потом обращалась к гостям с просьбой оценить новую родственницу, похвалить ее как следует. Женщины говорили, что свекровь просто прекрасна и после этого начинали петь.
В сопровождении этого своеобразного свадебного хора невестка провожала свекровь домой.
Если разобраться, то данный ритуал был своеобразным соединением родственных уз. Потому и бросалась невестушка на защиту «свекровки», потому что та для нее была уже родным человеком, членом семьи.
Баня на Руси была связана со многими традициями. Усталые путники шли париться после дальней дороги, в бане появлялись на свет дети, в ней же проводили обряд омовения усопших. Так и во время свадьбы баня была незаменима. Например, невеста получала от жениха в подарок обязательные зеркало и гребень, а кроме того, банный веник и кусок мыла. Это делалось для того, чтобы накануне свадьбы молодая использовала эти предметы в баньке.
Конечно жених вовсе не хотел таким презентом показать, что его избраннице не мешало бы помыться. Смысл был совсем в другом: требовалось провести ритуал по смыванию «девьей воли» и «отлучения от родни». Это был очень странный обряд, во время которого молодая должна была символически «умереть» с причитаниями. А потом, естественно, возродиться в новом статусе.
Что касается жениха, то он шел в баню незадолго венчания. Это было достаточно веселое занятие, так как его сопровождали друзья, вовсю распивающие хмельные напитки и стреляющие из ружей в воздух. А подружки невесты, устраивая девичник, должны были как следует отхлестать будущего мужа веником, рекомендуя ему тщательно утереться полотенцем, а с невестой быть добрым и справедливым. А те девицы, которые были влюблены в жениха (такое ведь случалось, и нередко), могли отвести душу, отшлепав его как следует, и выместив тем самым свое раздражение по поводу его выбора.
Итак, родственные связи на Руси ценили и уделяли им большое внимание, особенно после свадьбы. Ведь происходило единение двух семей в одно целое.
Отсюда и интересные обряды, которые проводились во время свадебного обеда. К примеру, молодой именно в это время следовало впервые употребить слова матушка и батюшка по отношению к родителям мужа. В некоторых региона существовала очень смешная традиция: свекровь с недовольным лицом должна была лечь на пол в избе, и лежать так, пока невестка не называла ее матушкой. Вот уж где раздолье для шуток — девушка могла не сразу произнести это слово, а посмотреть, как ее свекровь лежит на полу и ждет признания. Конечно, сегодня сложно представить себе проведение такого ритуала, а, впрочем, почему бы и нет? Кстати, обряду называния свекра батюшкой в настоящее время найдена замена, которая известна всем, кто когда-либо присутствовал на свадьбе. Речь о «танце невестки со свекром».
Этот обряд можно (и нужно) воспринимать немного иначе: когда свекровь лежит на полу, она символически «умерла». И перерождалась женщина, получив новый статус и новую «дочь». (Тут можно провести параллель с «умиранием» невесты в бане, о чем рассказывалось выше). После того, как невестка называла ее ласково матушкой, свекровь начинала обнимать и целовать девушку, однако она имела право и поучить ее уму-разуму. И не только на словах, но и отшлепав плетью, приговаривая, что теперь это «гроза мужнина, гроза свекровина». Конечно же, удары были чисто символическими, легкими. Когда свекровь куда-то уезжала или просто долго отсутствовала в доме, ее функции брала на себя невестка.