Артемизия Джентилески родилась в Риме 8 июля 1593 года. Умерла художница около 1656 года. Отцом её был художник Орацио Джентилески, а матерью - Пруденция Монтоне. Она, к сожалению, скончалась, когда Артемизия была ещё совсем маленькой девочкой. Рисованию училась у своего отца. С юных лет у девушки был свой особый, непохожий на отцовский, стиль. На них обоих в разной степени оказал вличние итальянский художник Караваджо.
В молодости с Артемизией произошёл ужасный случай. Девушку изнасиловал художник Агостино Тасси. Это оставило на всю жизнь незаживающую рану и наложило отпечаток не только на её отношение к мужчинам, но и на творчество. Позже Джентилески приняли в Accademia delle Arti del Disegno (Академию искусств и рисования). Она стала первой женщиной, которая там училась. После окончания академии Артемизия часто выполняла заказы от различных очень богатых и влиятельных лиц того времени. В их числе был и великий герцог Тосканы Козимо II Медичи.
Картину маслом кисти Артемизии Джентилески под названием «Юдифь, убивающая Олоферна» ещё часто называют «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Интересно, что художница написала две версии этого полотна. Первая была создана примерно с 1611 по 1612 год и сейчас находится в Национальном музее Каподимонте в Неаполе в Италии. Вторая версия была написана около 1620 года и находится в галерее Уффици во Флоренции, Италия. Искусствоведы считают, что последнюю заказала семья Медичи.
Более ранняя версия картины была написана примерно в то же время, когда Артемизия Джентилески была изнасилована художником Агостино Тасси. Известно, что его в дом впустила её подруга Тузия. По неизвестным причинам она никак не помогла Артемизии, которая истошно звала на помощь. Вероятнее всего именно эта травма и вдохновила столь агрессивный и кровавый сюжет. Некоторые искусствоведы находят, что Юдифь — это автопортрет художницы. В эпоху барокко было множество художественных интерпретаций этого сюжета, но ни одна из них не выглядит столь динамично и кроваво.
История Юдифи и Олоферна восходит к апокрифической библейской книге.Некоторые её именуют второканонической. Она есть только в католических Библиях, в протестантской и еврейской её нет. В Книге Юдифи рассказана история о том, как Ассирия вторглась в Израиль. Юдифь была вдовой. Руководил ассирийской армией полководец по имени Олоферн. Израильские старейшины решили сдаться ассирийцам при условии, что Бог сохранит им жизнь. При этом они решили испытать Господа. Юдифь была богобоязненной женщиной, она не могла одобрить то, что Богу ставят условия.
Она решила сделать так, как подсказывала ей совесть. Женщина нарядилась в свои самые красивые одежды, взяла свою служанку Абру и отправилась во вражеский лагерь. Там она сказала, что хочет увидеться с военачальником Олоферном, чтобы помочь ему быстрее взять город. Воины были сражены красотой Юдифи и проводили её к полководцу. Тот решил соблазнить красавицу и пригласил её с ним отобедать. Когда все наелись и напились, то разошлись по своим шатрам, Юдифь же осталась с пьяным Олоферном наедине. Она отрубила ему голову его собственным мечом. Вместе с рабыней они сбежали, прихватив с собой голову главного ассирийского военачальника.
Картины «Юдифь, убивающая Олоферна» имеют выраженные стилистические различия. Более поздняя версия написана более подробно и реалистично. Это бросается в глаза сразу по брызгам крови из шеи Олоферна. Юдифь и её служанка не моргнув глазом обезглавливают полководца. Джентилески смело рассказывает эту библейскую историю, не стесняясь в подробностях. На вдове золотое платье, волосы заплетены в косы. Женщина склонилась над Олоферном, вцепившись левой рукой ему в волосы. Она хладнокровно удерживает его голову во время обезглавливания.
Справа от Юдифи на заднем плане находится её рабыня Абра. Это молодая симпатичная женщина в тёмно-синем платье. Волосы собраны под белой повязкой. Она спокойно взирает на действия хозяйки, помогая удерживать умирающего Олоферна. Абра прижимает его руки, а он распластался на белых простынях, тело слегка прикрыто алым одеялом. Лицо повёрнуто к зрителю и свисает с края кровати. Всё вокруг забрызгано его кровью, струйки стекают по постели.
Важным мотивом, который следует упомянуть, является браслет Юдифи на левой руке. На нём изображена греческая богиня охоты и целомудрия Артемида. Джентилески явно отождествляет себя с ней. Подобно Караваджо Артемизия умело использует технику светотени, фокусируя внимание на контрастах тёмного и светлого. Это придаёт полотну особенно драматический эффект, придавая ещё больше реализма происходящему. Тени на лицах женщин подчёркивают драматизм. Также такой эффект придают три основных цвета, которые использует Джентилески: золото-жёлтый (платье Юдифи), синий (платье Абры) и красное одеяло Олоферна.
Текстура полотна кажется не гладкой, а бархатной. Платья женщин кажутся мягкими и шелковистыми, на одеянии Юдифи чётко просматривается фактурный узор. У всех трёх фигур гладкие тона кожи. Женщины кажутся очень женственными, а Олоферн мускулистым и мужественным. Контраст составляет явно твёрдый металл меча, его блеск похож на сероватый цвет простыней, который подчёркивает твёрдую и мягкую текстуры. На полотне преобладают диагональные линии, создаваемые вытянутыми руками фигур, а также поднятым правым коленом Олоферна. Эти линии называются «линиями направления», они приводят взгляд зрителя к фокусу Юдифи и голове Олоферна. Эти линии также создают ощущение движения или ритма, ещё больше подчёркивая происходящее действо.
Артемизия Джентилески была одной из ведущих художниц эпохи барокко, её считают одной из самых успешных. На её картинах изображены сцены с женщинами, которых называют «героинями». Они всегда воплощают собой силу и храбрость. Мастерство художницы оказало огромное влияние на современных женщин-учёных и художников, таких как Линда Ночлин и Джуди Чикаго. Джентилески часто упоминает в фильмах, книгах и телесериалах.
Когда искусствоведы описывают стиль Артемизии, слово «смелый» используется ими чаще всего. Героини её картин являются отражением характера самой художницы, женщины, которая стала хозяйкой собственной жизни. Она сломала все стереотипы, преодолела все препятствия патриархальных властей европейского общества 17-го века.