Жак де Вокансон появился на свет в Гренобле 24 февраля 1709 года. В бедной семье перчаточных дел мастера и неграмотной домохозяйки он стал десятым по счёту ребёнком. Казалось, судьба мальчика была с рождения предопределена. Он должен был в лучшем случае пойти по стопам отца и стать каким-нибудь ремесленником. В худшем, ему грозила ранняя смерть в каких-нибудь трущобах от голода и холода. Судьбе было угодно, чтобы ни первое, ни второе с Жаком не произошло. С младых ногтей ребёнок проявлял недюжинные умственные способности. Несмотря на невозможность дать ему образование, мальчик сам, без помощи и необходимых знаний смог собрать самые настоящие часы.
Родители были поражены неординарными способностями сына и отдали его в школу иезуитов. Духовная семинария — это было единственное, что они могли себе позволить. Полученного образования вполне хватило юному гению, чтобы по окончании учёбы открыть собственную механическую мастерскую. Именно здесь в последующие годы будут рождаться все его потрясающие шедевры.
Механические игрушки Вокансона не поддавались никакому рациональному объяснению. Они были похожи на какую-то магию. Жаку всегда хотелось большего, на достигнутом он останавливаться не собирался. Мастер мечтал создать механического человека. Робота. В итоге это ему удалось. Механический флейтист Вокансона стал подлинным шедевром. Благодаря тщательно продуманным механизмам этот робот мог не только передвигаться подобно человеку, но и играл на флейте.
Только представьте себе реакцию общественности, когда им продемонстрировали точную механическую копию человека, который великолепно играл на музыкальном инструменте! На дворе 1738 год! Данное зрелище произвело фурор, подобный взрыву атомной бомбы! Восторг, восхищение, изумление публики были столь велики, что Вокансона готовы были провозгласить богом.
Даже король Франции Людовик XV не мог не отметить гений изобретателя. Его «Игрок на флейте» мог исполнять двенадцать различных мелодий, причём само воспроизведение ничем не отличалось от исполнения человеком. Робот выглядел как человек. Он также шевелил губами, водил пальцами по отверстиям флейты и извлекал звуки, благодаря тому, что вдувал воздух во флейту. Жак де Вокансон полностью сымитировал живой организм. Для этого он изучал хирургию и внутреннее устройство человека.
После флейтиста, Вокансон создал игрока на тамбурине. Не останавливаясь на достигнутом, учёный сотворил механическую утку. Она стала самым знаменитым его творением. Животное настолько реалистично хлопало крыльями, ело и даже испражнялось, что ходили упорные слухи о том, что утка настоящая. Просто мастер облёк её в металлические доспехи. Великий Вольтер был настолько впечатлён ею, что написал: «Без «Утки Вокансона» вам нечего напоминать о славе Франции». Насколько при этом он был саркастичен - остаётся загадкой. Определённо, в те времена создатель двух гуманоидов, играющих на музыкальных инструментах и реалистичного животного был настоящей звездой эпохи.
Автоматические шедевры Вокансона быстро превратились в мегапопулярный аттракцион. Это бесконечно огорчало и утомляло мастера. Он перестал интересоваться своими изобретениями и приступил к покорению новых вершин. Жак спроектировал первый автоматический ткацкий станок. Машина не требовала человеческих рук, только тяговой силы осла. Рабочие шёлковых мануфактур восстали. Наверное, они сожгли бы гениального механика на костре вместе с его изобретением, но ему удалось драматически бежать, переодевшись монахом.
Автоматы Вокансона бесконечно переходили из рук в руки. Постепенно они стали выходить из строя. Сначала их старались ремонтировать, но не всем и не всегда это удавалось. В 19 веке знаменитый иллюзионист Робер-Уден был нанят для очередного ремонта волшебной утки. Во время работы он разоблачил «чудо» пищеварения робота-животного. Фокусник сказал, что не против использовать этот хитроумный трюк в своих выступлениях. Мастер замаскировал в утке специальный отсек, где хранилось съеденное ею. В какой-то момент птица испражнялась как будто бы переваренной пищей.
В последующие годы все изобретения великого механика исчезли. Некоторые уничтожил пожар. Сегодня в музее автоматов в родном городе Вокансона Гренобле выставлена превосходная копия его утки. Среди не очень большой коллекции музыкальных шкатулок и автоматов, собранной Фрэнсисом Лара, утка Вокансона — это главная достопримечательность.
В 2002 году на улице, которая теперь носит имя Вокансона в Париже, в архиве «Национальной консерватории искусств и ремёсел» были найдены загадочные документы. Они представляли собой чертежи механической утки и механизм, подобный водяной мельнице. Происхождение этих бумаг так и не было выяснено. Однако интересно отметить, что после смерти Вокансона в Париже в 1782 году его коллекция, первоначально подаренная Людовику XVI, в конечном итоге стала основой Консерватории искусств и ремёсел. Многие произведения мастера были проданы и разъехались по всему миру.
К сожалению, ни одно из знаменитых механических творений Вокансона до наших дней не дожило. Всё, что осталось — это пара ужасно деформированных крыльев, найденных среди дымящихся руин польского музея в Кракове после пожара в 1889 году. Возможно, если бы мастеру не мешали, а сам он больше осознавал всю важность своих изобретений для науки, всё могло бы быть совершенно иначе. И уже сейчас робот-андроид стал повседневной обыденностью.
Роботизированная хирургия — новейшая технология. Чтобы понять, как работают новые роботы, интересно узнать их историю. Всё благодаря тому, что в течение всей истории своего существования человек стремился создать машину, имитирующую людей. Есть упоминания о том, что Кинг-су Цзе (Китай) работал над созданием автомата ещё в 500 году. Архит Тарентский (около 400 года до нашей эры) считается отцом машиностроения и одним из классических представителей западной робототехники. Герон Александрийский, Се-Фек, Аль-Джазари, Роджер Бэкон, Хуанело Турриано, Леонардо да Винчи, Вокансон или фон Кемпелен были изобретателями роботов в средние века, эпохи Возрождения и классицизма.
В 19 веке автоматное производство пережило расцвет, и все отрасли машиностроения получили большое развитие. В 1942 году Азимов опубликовал три закона робототехники, основанные на механике. Начался стремительный прогресс электроники и информатики. В 20 веке были разработаны роботы, способные выполнять очень сложные самоуправляемые работы. Сегодня стараются не просто облегчить работу хирургам, а сделать их работу безошибочной. Такие изобретатели как Жак де Вокансон внесли огромный вклад в развитие этой науки.