Триптих «Страшный суд» среди уцелевших творений великого Босха - одно из самых впечатляющих произведений, которое уже более пяти веков будоражит умы человечества. При этом нужно отметить, что современники Босха - от доверчивых безграмотных крестьян, до образованных бюргеров, свято верили в то, что художник воочию видел запечатленных на триптихе чудовищ Ада. Поэтому каждый их них был убежден в том, что такого жуткого исхода своей жизни нужно избежать любой ценой.
В наши дни - всё иначе: современного человека сложно запугать средневековыми картинами. Хотя и сейчас интерес к нидерландскому мастеру и его творчеству довольно высок. Даже по прошествии пяти столетий гротескные образы грешников и святых, фантастических монстров и демонических существ будто магнитом притягивают к себе внимание экспертов и ученых, художников и почитателей, да и попросту обычных обывателей из разных стран мира.
Средневековье на рубеже XV-XVI вв. погрузило Европу в апокалиптическое настроение. Европейцы, погрязшие в греховности, жили в ожидании конца света и Страшного суда, который неминуемо должен был прийти как расплата за неправедную жизнь. Неизбежность этого момента практически витала в воздухе. Усугубляла положение людей еще и мрачная картина разгула инквизиции с ее кострами, террором, изуверствами, охотой на ведьм.
Поэтому и неудивительно, что во время острого ожидания конца света тема судилища Божьего была так актуальна. Известно, что 1504-м году герцог Бургундский Филипп I Красивый заказал алтарный триптих Страшного суда Иерониму Босху. Но, к сожалению, заказанная работа (её размеры: 2,74м х 3,35) не сохранилась. Зато до наших дней дошла уменьшенная ее авторская копия, которая на данный момент времени хранится в Академии изобразительных искусств в Вене.
Смысл триптиха «Страшный суд» интуитивно понятен каждому, кто знаком с христианскими преданиями хоть в какой-либо степени. Его основная сюжетная линия – это мировой апокалипсис, в который погружены образы Бога, Иисуса Христа, ангелов, изгнанных из Эдема Адама и Евы, спасенных праведников, а также грешников, ожидающих вечные муки ада, Люцифера, монстров, демонов и всякой нечисти.
Для композиционного построения триптиха художник использовал средневековый принцип "симультанности". Это когда одновременно сосуществуют в одном пространстве события, разделённые во времени. Поэтому перемещая взгляд снизу вверх, мы видим хронологически расположенные мизансцены.
Первопричину всех земных бед и напастей Босх видел в первородном грехе, отраженном в ветхозаветной истории грехопадения Адама и Евы и апокрифическом рассказе о низвержении ангелов. Именно с этого он и начинает свой триптих «Страшный суд».
На левой створке художник изобразил Эдем, где в красках рассказал библейскую историю: сотворение Господом Евы из ребра Адама; соблазн запретным яблоком с дерева познания добра и зла, изгнание их из райского сада.
В самом верху левой панели - кульминация сюжетной линии: Бог-Отец, восседающий на облаках, наблюдает за мятежными ангелами, низвергаемыми с неба на землю, которая уже успела превратиться из райского места в обитель греха.
Как вы уже успели заметить, что все немногочисленные события изображенные здесь в качестве предыстории дальнейших событий, написаны автором весьма сдержанно, без специфических «изюминок», свойственных Босху.
То ли дело грешная земная жизнь, а в особенности преисподняя. Здесь изощрённому воображению Иеронима Босха было где разгуляться! Картины ада и суда Божьего, столкновения добра и зла, страха и ужаса неимоверно впечатляют. Увидев это однажды - никогда не забудешь. В изображении адских мук, издевательствах, извращениях и унижениях художник продемонстрировал свою поистине неисчерпаемую фантазию.
Вверху в центре композиции видим небеса и восседающего на троне Иисуса, пришедшего судить мир и отделить «овец от козлищ», грешных от праведных. Трубят трубы последнего часа, ангелы толпятся у трона Спасителя, и праведники стоят у его ног, готовясь войти в рай. Примечательно, что по сравнению с грешниками их очень мало.
Немногим ниже - тьма, озаренная вспышками пожарищ. Здесь видим грешников, ожидающих суда Божьего, а ниже начинается мирская жизнь, которая раскрыта Босхом во всей "красе". Художник детально, не жалея красок и фантазии, изобразил смертельные грехи, мучения и преступления, а также кошмарную агонию человечества, гибнущего во вселенском апокалипсисе.
И хотя это еще не сам ад, но происходящее навевает на зрителя дикий ужас. Вращающиеся мельничные жернова; дьяволы, терзающие грешников; монстры, совращающие юных дев; мясорубка, перемалывающая человеческие тела на мясо; грешники, истязающие себе подобных. Повсюду режут, давят, насилуют, убивают. Везде ножи, острые палки и мечи. Эти символы извращения, насилия и мучений до краёв наполняют картину земных страданий.
Если внимательно присмотреться, то увидим, что грешная земная жизнь, изображенная Босхом, мало чем и по характеру происходящего, и по колориту отличается от ада, который изображен на правой панели. Да и то, что горстка спасённых человеческих душ у трона Христа так ничтожно мала в сравнении с количеством тех, кто обречён на вечные муки - почему-то мало кого удивляет.
Среди хаоса, изображенного в центре Страшного Суда, видим немало странных демонических существ. К примеру, странное яйцо с ногами и стрелой в руках, наблюдающие за пытками грешников демоны в виде гибридов птиц, насекомых, крыс, змеев и жаб.
Неимоверно впечатляет жуткая сцена, где демоническая жаба в красно-белом одеянии жарит на сковороде части человеческого тела. У её лап лежит пара яиц – по-видимому, омерзительное существо собирается пообедать омлетом с человечиной. Невдалеке монстры кромсают ножами на части человеческие тела, видимо, в надежде также пообедать.
Слева на крыше трактира чудовища готовятся совратить обнаженную юную деву. Демоны исполняют серенаду на лютне и рожке. Музыка у Босха – символ сластолюбия, слабости к наслаждениям; она символизирует грех сладострастия.
Ниже мы видим, как Босх трактует грех обжорства: мерзкие демоны насильно удерживая толстяка, заливают ему в глотку жидкость из большой бочки, бесперебойно наполняющейся испражнениями дьявола, чей зад выглядывает через решётку окна. Правее от трактира – фигуры повешенных и варящихся в котлах. Они кипят в жидком металле из расплавленных монет, нажитых нечестным путём. Так Босх изображает грех корыстолюбия.
По всему переднему плану разбросаны обнажённые тела, их режут, ранят, терзают демоны. Но все эти ужасы – еще не сам ад, а только его преддверие. В целом центральная панель показывает глубокий пессимизм Босха.
Осуждённые на вечные муки, по мнению Босха, составляют большую часть человечества, им Бог уготовил страшную участь.
В триптихе мы видим, что насколько "пресным" изображен рай (слева) – настолько же живым и динамичным художник показал ад (справа). В нижней части правой створки изображён Люцифер в своей башне. Здесь уже он "правит балом" и назначает наказания за преступления, совершённые людьми. В некоторой степени это также напоминает суд, правда, с той разницей, что в дьявольском судилище нет места милосердию.
На крыше люциферовой башни под алым куполом, изображены те, кто успел пройти это судилище: они рыдают, вопят и молят о пощаде. Позади них – горящий ландшафт Геенны огненной. Тут неимоверная фантазия Босха снова проявилась во всей красе – "грешников мучат, протыкают стрелами и лезвиями мечей и ножей, сжигают, варят заживо в котлах, жарят на сковородах, разрывают на куски, подвешивают, как свиные туши, на крюки".
Художник, работая над этим произведением, наверняка ставил себе за цель отвратить грешников от ада путём запугивания. Он очередной раз попытался напомнить, что жизнь человека быстротечна, его душа – бессмертна, и что она попадет в ад на вечные муки, если не будет искуплена жертвой Христа. И, что нет другого пути избежать «адской круговерти», как вести праведный образ жизни.
К тому же Босх наверняка считал весьма актуальным выражение немецкого монаха Фомы Кемпийского (1380-1171): «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед адом!»