29 мая 1453 года 21-летний султан Мехмед II, завоеватель Османской династии, окончательно поставил Византийскую империю на колени. Он завоевал великий город Константинополь. Его падение не только ознаменовало конец Средневековья, но и в корне изменило мировую военную историю. Город не осаждали, а безжалостно обстреливали из всех орудий, пока он не пал. После этого он был разграблен и разрушен до основания. Завоеватели безжалостно убивали не только мужчин и женщин, но и детей. Все жители без исключения пережили надругательства. Был осквернён даже алтарь собора Святой Софии.
Когда пыль осела и немногие оставшиеся в живых, и сами завоеватели пришли в себя, султан Мехмед II начал восстанавливать город. Он превратил его в один из самых красивых и экзотических, которые когда-либо видел мир. Всё великолепие увенчал величественный дворцовый комплекс, который сегодня называют Топкапы. Это было местом показного великолепия, демонстрирующее османское превосходство.
Султан Мехмед II не сразу обосновался в Константинополе, который османы переименовали в Стамбул. Ещё почти десятилетие он ходил в военные походы. Когда, наконец, вернулся, то триумфально проехал на своём коне через Адрианопольские ворота города. Для султана был построен дворец, который называют Старым. По приказу правителя на берегу была построена беседка, которую назвали
Изразцовым павильоном. Оттуда открывался чудесный вид на Золотой Рог.
Султана настолько впечатлило это место и его красота, что он захотел построить себе здесь Новый дворец. Захватывающий панорамный вид на Мраморное море, пролив Босфор и Золотой Рог, а также на исторический полуостров (ныне район Фатих в Стамбуле) – всё это сделало Топкапы непревзойдённым. Сухопутная сторона была надёжно защищена Феодосиевыми стенами, а сторона, обращённая к морю, была защищена византийскими стенами Константинополя. Место для Нового дворца было идеальным.
У этого дворца больше тайн, чем у всех царских резиденций по всему миру вместе взятых. Здесь повсюду можно найти экстравагантные свидетельства векового безумия правителей, интриг, излишеств и войн. Роскошные пиры и блеск золота во всём, легендарные темнокожие евнухи, искусные музыканты и элегантное убранство. Таким видели Топкапы иностранные сановники. Они восхищённо описывали свои впечатления от всего этого блеска.
Повседневная жизнь султана была начисто лишена всей этой блистательности богатства и роскоши. Она была максимально простой. Правители занимались на досуге наукой, чтением, поощряли искусство, охотились. Во дворце в основном всегда царила абсолютная тишина. Придворные старались без необходимости не беспокоить султана и даже придумали специальный язык жестов, чтобы не нарушать спокойствие этих суровых стен.
Более всего западные умы будоражил гарем султана и его многочисленные таинственные обитательницы. Закрытость мусульман в этом вопросе, как и любой секрет, порождала множество самых фантастических предположений. Покров тайны провоцирует у простых смертных неконтролируемый поток сознания, который выражается в массе всяких домыслов. Стереотип представлял гарем сборищем полуодетых прекрасноликих гурий, которые томно возлежат на диванах и их единственной мечтой является обратить на себя внимание повелителя. Были и те, кто представлял всё кардинально иным — местом ужаса, где царят зависть, бесправие, отчаяние и произвол по капризу власть имущих.
Обе крайности являются неправдой. Хотя хватало и того, и другого. Да, в гарем великого султана Османской империи попадали исключительно молодые и красивые девушки. Только вопреки представлениям европейцев, здесь никогда не было никаких неприличных оргий. Аристократы Европы устраивали такие, думая, что подражают султану. Только повелитель даже не мог запросто явиться в гарем, только потому что ему вздумалось. Существовал определённый протокол. Даже в любовных утехах соблюдались значительные ограничения. Во время этого султаны целомудренно прикрывались парчовым покрывалом.
Конечно, были и ужасные события. Например, Ибрагим I приказал утопить в заливе почти три сотни своих наложниц, когда они ему наскучили. Но ведь и своё прозвище Безумный этот султан не просто так получил. Повелитель никогда не обращался со своими рабынями так жестоко, как многие европейцы. Да, османские правители были деспотичны, но они точно так же, как и все люди испытывали чувства привязанности, нежность и страсть. Кроме того, с течением времени нравы их становились всё мягче. Сначала перестали убивать братьев. Их стали заключать в клетки. Потом и это прекратилось.
В 19 веке была запрещена торговля рабами. Теперь гарем султана пополнялся исключительно на добровольных началах. Девушек обычно отправляли сюда родители — это было очень почётно. Безусловно, столь огромное количество женщин, настолько разных и у всех свои страхи, тревоги, тоска — это гремучая смесь! Атмосферу гарема не назовёшь мирной и спокойной. Здесь было место для зависти и злобы, интриг и склок. Известными становились немногие женщины из тысяч и тысяч, которые провели здесь всю свою жизнь.
В исламе дозволено иметь четырёх жён. Наложниц же султаны могли иметь ровно столько сколько хотели. Те, кто попадал в гарем получали новое имя и вместе с ним новую судьбу. Свои дни они не проводили в безделии и праздности. Они учились грамоте, религии, танцам, пению, игре на музыкальных инструментах, умению вести беседу и дворцовому этикету. В гареме давали прекрасное образование. Недаром девушек, на которых не обратил внимания несколько лет подряд султан, выдавали замуж и они очень ценились. Для османов было честью взять такую в жёны. Можно сказать за ними стояла настоящая очередь.
Пленницами в полном смысле этого слова девушки здесь не были. Они принимали гостей, для них устраивали праздники, представления. Иногда их вывозили покататься на ладьях и полюбоваться играми дельфинов на Босфоре. Наложницы обладали своими собственными деньгами, которые могли тратить по своему усмотрению.
Дворец Топкапы – просто огромный. Здесь несколько тысяч комнат и различных помещений. Также тут две мечети, десяток бань, несколько десятков туалетов. Дворец похож на лабиринт. Кажется, разобраться в том, какой коридор куда ведёт — практически невозможно. Современный человек склонен чувствовать себя здесь не очень комфортно. Комнаты небольшие, иногда без окон. Положение скрашивают волшебной красоты и древности изникские плитки. Они придают стенам изысканное бледное свечение...
Да, Топкапы — великолепен и блистателен. Его богатство, роскошь и изысканность тяжело превзойти. Только не изменишь того, что над всем блеском былой славы и величия витает тягостное ощущение некой тоски и безнадёжной тревоги. Возможно, дело всё в том, что слишком уж сложно понять этот мир, который для представителей западной культуры совершенно иной. Мировоззрение кардинально отличается. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», — так писал почти полтора столетия тому назад один великий англичанин по имени Редьярд Киплинг. Может и не нужно. Можно просто насладиться чудесной архитектурой и богатой историей этого места...