Ужасы войны веками оставляли свой след не только в истории, но и в мировом искусстве, ибо война в любых ее проявлениях была одним из самых страшных кошмаров человечества. Образы войны в искусстве бесчисленны, её жестокую сущность фиксировали на полотнах, её ваяли в мраморе и граните, чтобы люди помнили её истинный облик. И сегодня, как это ни печально, мы вновь обращаемся к теме войны. Она снова смотрит нам в глаза, своим зверским кровожадным взглядом...
«Лицо войны» – одна из редких работ испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989), написанная в 1940 году под глубоким впечатлением от Второй мировой войны. Эта картина, наполненная атмосферой страдания и безысходности, навевает на зрителя невероятный ужас и заставляет задуматься о том, насколько кошмарны и бессмысленны войны, насколько губительны они для цивилизации.
В 1939-1940 Вторая мировая буквально лавиной накрыла Старый Свет и устремилась захватить весь оставшийся мир. Она настигла художника и его жену в Париже, где они в то время жили. А после того как летом 1940-го Франция капитулировала, супругам пришлось поспешно отправиться за океан к берегам далекой Америки. Испанский художник, охваченный ужасом и потерявший какую либо надежду на безопасную жизнь в Европе, тогда даже не предполагал, что за восемь лет, проведенных в США, он станет по-настоящему знаменитым, а его работы приобретут мировую популярность.
Всё это будет позже, ну а тогда, на пароходе устремляясь к далеким берегам незнакомой страны, Дали, погруженный в мрачные мысли, задумал написать картину, которая отразила бы атмосферу всего того ужаса, трагедии и абсурда, происходящего в Европе.
36-летний сюрреалист взялся за кисти и краски и начал воплощать свой замысел на холсте. Стоит отметить, что сюжет этой картины весьма необычен. Дали отошёл от свойственного ему «параноидально-критического метода» и максимально использовал средства символизма. Причем символы, к которым решил прибегнуть художник, по его замыслу, должны были быть довольно простыми и понятными. Поэтому «Лицо войны» считается единственным произведением сюрреалиста, не имеющим нескольких трактовок или разночтений. Его замысел без слов понятен каждому человеку, живущему на земле.
Мертвая голова, лежащая на песке бескрайней пустыни - безжизненна и безобразна. Она олицетворяет лицо войны и поэтому «начинена бесконечной смертью». Многочисленные змеи, обвившие голову, нещадно кусают ее. Черепа множатся в геометрической прогрессии в пустых глазницах и в беззвучно раскрытой искаженной в страдании ротовой полости.
Отдельного внимания заслуживает скудность колорита, приглушенность тонов и депрессивность оттенков, с помощью которых автору удалось максимально точно подчеркнуть главную идею своего произведения. Дали намеренно лишил картину цвета: она выполнена в разных оттенках коричневого и имеет вид выгоревшего старого фото. Лишь вдалеке, в просветах затянутого ржавчиной неба, просматривается бледно-голубой оттенок, словно подающий человечеству маленькую надежду на спасение и мир.
Таким образом, поставленная художником задача: вызвать у зрителя эмоцию страха и ужаса, отвращения и брезгливости - вполне достигла своей цели. В правом нижнем углу полотна художник оставил отпечаток своей ладони – как знак сопричастности и неравнодушия к происходящему.
«Лицо войны» стало едва ли не единственным, в котором художник отказался от своей приверженности к сложному живописному сюрреалистическому языку с невообразимым сочетанием различных деталей. Хотя, учитывая душевное состояние автора на тот момент, вряд ли это произведение могло получиться иным.
В 1948-м Дали вернулся в Европу. И хотя война осталась позади, недобрые воспоминания о ней всё еще бередили душу сюрреалиста. Именно им он посвятил свою работу «Слоны» (1948). А вот испытание атомного оружия массового уничтожения в середине 1940-х годов породило в нем новые переживания, которые нашли отражение в целом цикле произведений: «Расщепление атома», «Атомная Леда», «Атомная меланхолия». Однако ни одна из них по силе экспрессии не может соперничать с «Лицом войны». Нужно отметить, что это полотно в свое время имело большой успех у публики. Стало оно невероятно актуальным, к большому сожалению, и в наши дни...
Русский баталист Василий Верещагин (1842–1904) не только видел войну собственными глазами, он был участником двух войн, и свою смерть он встретил также на войне. Он, будучи прикомандированным к армии как художник, участвовал в обороне осажденного Самарканда в русско-турецкой войне на Балканах, служил в Туркестане, был участником русско-японской войны, на которой и сложил свою голову в 1904 году. В последние минуты своей жизни художник работал над этюдом с натуры, находясь на флагманском корабле "Петропавловск", ушедшем под воду от взрыва японских мин.
«Апофеоз войны» - самое знаменитое произведение Василия Верещагина, посвященное событиям 14-го века, которые связаны с завоеваниями Тамерлана. На раме картины художник собственноручно сделал надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Тем самым подчеркнув, какой ценой даются военные триумфы. Это жуткое зрелище потрясает до глубины души и наводит на мрачные мысли.
По иронии судьбы Василий Верещагин, безмерно любивший жизнь и окружающий мир, всю жизнь был вынужден доносить до человечества истинное лицо войн. «Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня»,- писал сам художник о своем предназначении в живописи.
Невероятно цепляет за живое масштабное полотно, представляющее собой многофигурную композицию, художника-передвижника Константина Савицкого. Картина посвящена событиям времён Русско-турецкой войны 1877—1878 годов.
И хотя здесь не показаны военные действия, но горечь родных и близких, расстающихся с солдатами—призывниками, уходящими на войну, заставляют о многом задуматься.
Рупор будет свободен через:
4 мин. 58 сек.