Издревле одним из самых ходовых товаров считалась соль. Кроме того, она была удобной в транспортировке. Белый консервант распространяли по городам и весям Поволжья прасолы. В счет оплаты за продукт они принимали другие популярные товары, которые тоже впоследствии перепродавались. Со временем прасолы стали заниматься мысом и рыбой, а также живым скотом. Они пригоняли выменянное на соль поголовье из сел в города, выкармливали их до необходимого веса, а после отправляли на убой. Скот забивался в оборудованных для этого животинных бойницах. К примеру, в Нижнем Новгороде эти заведения располагались прямо у мясных рядов, так что засоленное мясо попадало на прилавки свежим. Торговали прасолы и рыбой, что было вполне естественно для жителей околоволжских земель. Товар на излове доставался им по бросовым ценам, так что заработать было на чем.
В 17 веке прасолы подразделялись на мучных, животинных, хлебных, соляных, рыбных. Отрасль представлена современными историками, как ранняя форма российского предпринимательства средней полосы. К 19 веку прасольство получило особое распространение. Крупные прасолы имели свой округ деятельности, состоявший из нескольких деревень. Торговец общался с местными жителями, зная спектр их спроса. Он выступал посредником между мелкими продавцами и купечеством с крупными торговыми оборотами. Такое себе предпринимательство средней руки. Привозя в деревню партию востребованного товара, прасол, к примеру, собирал по подворьям свиную щетину, выменивая ее у хозяев на сущие безделицы. Далее щетина перепродавалась купцу, который отправлял по фабрикам крупную партию, собранную с нескольких прасолов. С какого-то периода времени прасолы давали товары широкого потребления крестьянам в долг. Существовала договоренность, что после уборки хлеба урожай скупит прасол, часть зерна забрав за накопившиеся долги. Причем, закупочные цены уступали рыночным, но зато была возможность беспроцентных рассрочек.
В неурожайные на хлеб годы ожидаемо следовал зерновой дефицит, а порой и голод. При этом животной пищи могло быть предостаточно. Кстати, в том часто винили самих перекупщиков: выжидая повышения ставок, они не пускали хлеб на рынок. Нередко случалось и так, что профессиональные прасолы переходили границы морали. Тот же Даль в своем «Толковом» называет прасола кулаком, который живёт обсчетом, обманом и обмером. И такой подход не выглядит удивительным. Прасол – своего рода спекулянт: чтобы подороже продать, нужно подешевле купить. В этом незамысловатом деле, не предусматривающем никаких собственных вложений, и лежит секрет благосостояния.
Предельно занижая закупочную стоимость, прасол пользовался некомпетентностью или безвыходным положением крестьянина. Случалось, что прибегали даже к самым грязным мерам, спаивая компаньона в ближайшем кабаке и заключая выгодные для себя сделки. Прасолы даже держали для этих целей собственные трактиры по деревням, минимизируя договорные застольные расходы.
Скупка с последующей выгодной продажей составляла весь жизненный лейтмотив прасольего существования, делая его все более зажиточным. Профессия прасола сошла на нет лишь в революционные годы и то не сразу. А сегодня порожденное прасолами эхо живёт в современных дистрибьютерах.
Освобождавшего Москву об руку с Пожарским Козьму Минина иногда называют мясником. Корни этого понятия уходят к прасолам. Минин начинал с этого ремесла, со временем заимев в Нижнем Новгороде мясную лавку. Основной же доход он получал от закупок живого скота, приобретаемого у коренного народа Поволжья. Тогда эта разновидность прасолов именовалась говядырями, что впоследствии и переквалифицировалось в «мясники».
Логично будет задаться вопросом, как простой торговец сумел возглавить народное ополчение, причем действовать в этой роли настолько успешно. Эксперты находят тому логичные пояснения. Поведя войско в свою первую конную атаку на поляков, Минин продемонстрировал высшее искусство верховой езды. Говядарь, долгие годы сопровождавший стада скота из деревень в города, сутками не вылезал из седла. Такой род занятий делал из прасолов лихих наездников.
Второй момент, остановивший выбор Пожарского на соратнике, заключался в его огромном опыте проведения финансовых операций. Именно Минин отвечал за организацию денежной стороны деятельности русского ополчения, что оказалось под силу опытному перекупщику-говядарю. Дмитрий Пожарский, которому было хорошо известно о промысле нового знакомого, лично назначил его заведующим войсковой казной.
Кроме того, Минин часто находился в зонах боевых действий, ведя там наиболее выгодную торговлю. Рискуя, он всегда имел при себе холодное оружие и, разумеется, отлично им владел. До сих пор сохранилась сабля Минина, изначально хранившаяся в Троице-Сергиевой Лавре. Позже она перекочевала в Оружейную палату в Московском Кремле. Историки считают, что этот дорогой клинок руки египетского мастера Минин приобрел после того, как оставил прасольское дело. Но первые навыки обращения с оружием получил, обеспечивая мясом военные отряды Алябьева и Репнина.
Помог Минину опыт говядаря и в плане дипломатических тактик. Ремесло прасола требовало серьезных навыков общения для заключения выгодных торговых сделок. За годы прасольего ремесла Минина научился находить подход к любому партнеру, обзаведясь по средней полосе полезными знакомствами и связями, обеспечившими успешные переговоры и поиски союзников.