Великий художник, скульптор, архитектор и поэт эпохи итальянского Возрождения Микеланджело Буонаротти родился 6 марта 1475 года. Микеланджело уже при жизни называли «божественным». Знаменитым его сделали не только Сикстинская капелла и палец Господа, протянутый проснувшемуся Адаму в потрясающем шедевре мастера под названием «Сотворение Адама». Его имя и работы известны во всём мире. Микеланджело также отвечал за завершение базилики Святого Петра в Ватикане. Его руками создана самая прославленная скульптура в мире, которая является эталоном мастерства — статуя Давида.
Тут следует заметить, что мэтр обладал невероятно глубокими познаниями в области анатомии, знатоком и ценителем истинной красоты. При всём при этом, казалось бы, он должен как никто уметь заботиться о собственном теле. Но нет. Микеланджело был весьма «грубым гением». Несмотря на всю, в полном смысле этого слова, божественную красоту, изображённую в его искусстве, не остаётся сомнений, что Микеланджело совсем не разделял эту характеристику со своими героями.
В отличии, например, от своего столь же гениального современника Рафаэля, Микеланджело был весьма сварливым человеком. Его тяжёлый и раздражительный характер требовал работы в полном одиночестве. Он избегал общения не только с помощниками, но и со всеми своими заказчиками и богатыми покровителями. Все его масштабные проекты были созданы без какой-либо помощи, мастер всегда и всё делал сам. На реализацию некоторых шедевров у мэтра уходило несколько лет. Он погружался в работу целиком и полностью, с необычайной самоотдачей, частенько забывая о том, что нужно поесть и даже поспать.
Один из биографов Микеланджело, Паоло Джовио, отмечал, что его бытовые привычки были столь же грубыми и неотёсанными, как и его характер. В другой биографии, на этот раз написанной учеником мастера по имени Асканио Кондиви, написано примерно то же самое. При этом Кондиви тесно сотрудничал с самим Микеланджело при создании этих мемуаров. Гений сам о себе говорил следующее: «Каким бы богатым я ни был, я всегда жил как бедняк». Мастер действительно был невероятно богат, но выглядел всегда как нищий бродяга.
Гениальный мастер эпохи Возрождения открыто пренебрегал личной гигиеной. То ли он был так увлечён искусством и его мало волновали приземлённые вещи, то ли это была некая принципиальная позиция. Сначала это не вызывало никаких особых неприятностей ни у окружающих, ни у самого Микеланджело. С молодости художник страдал от страшных судорог в ногах. Из-за этого он всегда носил высокую обувь. Мэтр имел привычку спать не снимая одежды и ботинок. Со временем дошло до того, что когда мастер считал нужным переодеться или снять сапоги, вместе с облачением он снимал кожу целыми кусками как змея.
Гениального живописца это мало заботило. Окружающие же были в ужасе от его вида. Запах его тела просто сшибал с ног. Возможно, поэтому Микеланджело так не любил общество. Джорджо Вазари, автор книги «Жизнеописание самых выдающихся живописцев, скульпторов и зодчих», опубликованной в 1550 году, писал о Буонаротти просто страшные вещи. Он поведал, что обувь гения, известная как котурны, была сделана из собачьей кожи. Она так сильно изнашивалась со временем, что в конечном итоге становилась частью ноги мастера, просто врастая в кожу.
Это отсутствие заботы о себе и тяжёлая бесконечная работа привели к тому, что Микеланджело стал страдать разнообразными проблемами со здоровьем. У него также развился хронический остеоартрит. Заработал он эту болячку, потратив четыре года на роспись потолка в неудобном положении. Согласно научным исследованиям, опубликованным в 2021 году, художник был довольно маленького роста, всего чуть более полутора метров. Работа привела к тому, что художник регулярно травился свинцом, у него развилась подагра.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/230722/53820/