Историческая справка: Великий князь Николай I (1796-1855), внук Екатерины II, третий сын императора Павла I никак не ожидал, что станет правителем России, но судьба распорядилась по своему. Поскольку средний брат, который должен был взойти на трон после смерти старшего – Александра I, отрекся от престола, Николаю Павловичу ничего не оставалось делать как принять царствование. К тому времени он уже был женат на немецкой принцессе Фредерике Луизе Шарлотте Вильгельмине – дочери прусского короля (крещенной православной церковью под именем Александры Федоровны). Несмотря на то, что их брак был очень выгодным политическим решением, молодые люди питали очень нежные и теплые чувства друг к другу.
Поскольку молодую супругу угнетала напыщенная обстановка дворцов, сразу же после коронации император распорядился построить уединенное убежище в самом удаленном уголке парковой зоны Петергофа, на месте разрушенной усадьбы А. Д. Меньшикова, носившей название «Монкураж».
Разработку проекта будущего домика для отдыха в английском стиле Николай I поручил шотландскому архитектору Адаму Менеласу – большому почитателю классицизма и романтической неоготики. Главной задачей этого проекта стало максимальное уменьшение декора, отказ от позолоты и напыщенности, присущих дворцовым интерьерам, при этом «Коттедж» (именно так называется дворец) должен был получиться добротным, стильным, комфортным и уединенным (включая ограниченное присутствие прислуги).
На строительство ушло 3 года, в 1829 году интимный уголок царской семьи был подарен императрице после ее дня рождения, которое отмечалось с большим размахом на ее родине (включая настоящий рыцарский турнир и театрализованный праздник «Волшебство Белой Розы»). Парк, в котором он находится и сам дворец Николай I решил назвать – Александрией.
Праздник «Волшебство Белой Розы», организованный в честь дня рождения немецкой принцессы и русской императрицы Александры, был назван так неспроста. Поскольку утонченная душа императрицы белые розы просто боготворила, то их образ многократно воплотился практически во всех элементах и деталях декора нового замка, который должен был стать приятным подарком.
Бесчисленное многообразие форм и оттенков прекрасного цветка можно увидеть практически везде, включая герб, который по просьбе самого императора разрабатывал известный поэт Василий Жуковский. С его легкой руки на синем геральдическом щите красуется рыцарский меч, вокруг которого изображен венок из белых роз, а также написан девиз, придуманный также Жуковским: «За веру, царя и отечество». С тех пор этот герб изображался не только на фасадах и в интерьерах дворца, но и на многих других предметах, принадлежащих Александре Федоровне – матери 7 детей, включая императора Александра II.
В период строительства этого дворца в Европе появились новые пристрастия к некоторым элементам в архитектуре, особенно активно менялся облик аристократических загородных особняков чопорных англичан, которые увлеклись романтизмом и староанглийским стилем викторианской эпохи. Этот симбиоз породил новое направление – шотландский баронский стиль, или «стиль коттеджа», элементы которого заметны в неоготике. Именно такие черты можно увидеть во дворце «Коттедж», который олицетворял идеал «счастливой жизни в кругу семьи».
Особенно заметно английское влияние неоготического стиля в оформлении интерьеров. Стрельчатые арки и такой же формы оконные проемы, прикрытые ажурными ставнями, цветочный орнамент на белоснежном лепном декоре, веерные потолки, изящные кованые перила на лестницах, утонченные росписи на элементах мебели, рамах для зеркал и произведениях декоративно-прикладного искусства, обилие балконов и террас – все это сделало «сельский домик» в окружении масштабной паркой зоны (с преобладанием луговых трав и натуральных лесных массивов) вполне достойным местом для отдыха монаршей семьи «от дел государевых».
Несмотря на то, что в семейном дворце насчитывается более 27 комнат он получился комфортным, уютным, а по тем временам еще и совсем неординарным. Наличие большого количества балконов, террас с ажурными чугунными аркадами (что являлось тоже новинкой) и эркеров открывало для царственных владельцев живописные горизонты пейзажного парка, давая возможность наслаждаться окружающей красотой в комфортных условиях.
Учитывая особенности северного климата, с его ветрами и сыростью, архитектор ориентировал расположение строения относительно сторон света. С максимальной предусмотрительностью был оформлен северный фасад, из террас и окон которого можно было наблюдать за морскими парадами и видеть императорскую яхту на рейде (в подзорную трубу, конечно же). Чередуя открытые и закрытые террасы и балконы, удалось создать уютные зоны отдыха. Так, например, самая большая терраса на восточной стороне использовалась в теплое время в качестве открытой столовой для завтраков, а вот западная терраса прекрасно подходила для вечернего чаепития.
Южный фасад нового дворца являлся главным. Помимо прекрасной ротонды, являющейся входом в «Коттедж» и полукруглого гранитного крыльца был предусмотрен еще и портик со стрельчатой аркадой, увитой зеленью. Над ней создали огромный балкон, который украшает тот самый герб с рыцарским мечом и белыми розами.
Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что дворец «Коттедж» имел не только удивительные формы и оформление, главным его достоинством стало внедрение технических диковинок, которые еще не использовались в строительстве тех лет. Уединенное жилище монархов, в которое ограничили доступ посторонним, было оснащено инновационными по тем временам подъемными механизмами, водопроводными и вентиляционными системами, системой нагрева и подачи горячей воды в ванные комнаты, переговорными устройствами и полноценным отоплением. Все эти внедрения позволили уменьшить количество прислуги и свести ее присутствие в «Коттедже» к минимуму.
Поскольку кухня находилась в отдельном здании (со временем было пристроено и крыло со столовой с отдельным входом), то слуги появлялись в доме, только в часы подачи и принятия пищи, в остальное же время императорская семья могла наслаждаться вожделенным уединением и полным расслаблением. Особенно это радовало императрицу, которая не раз говорила о том, что время, проведенное в «Коттедже», «было самым счастливым в ее жизни». Да и сам Николай I не прочь был почувствовать себя «не императором, а мужем петергофской помещицы».
Учитывая, что семейные ценности для императорской четы были не тяжелой повинностью, а счастливыми моментами, неудивительно, что в «Коттедже» нашлось место для семейных реликвий, которые хранили память о близких сердцу владельцах и даже о главных исторических событиях эпохи. Помимо милых безделиц, напоминающих императрице об отчем доме, в ее личной резиденции на видном месте была установлена люстра, подаренная немецкими родственниками к серебряной свадьбе. Она напоминает ажурную корзину из серебра, обвитую гирляндами роз (всего их 25, по числу прожитых вместе лет).
В нише северного фасада дворца появилась и скорбная реликвия, а случилось это после смерти младшей дочери – великой княжны Александры Николаевны. В 1844 г. в нишу установили мраморную скульптуру «Мадонна с младенцем», лик которой ваяли с самой Александры, славившейся красотой и легким нравом (умерла в 19 лет во время преждевременных родов).
А вот со знаменательными историческими событиями связан уникальный сувенир. В вестибюле можно увидеть удивительный камень, вмонтированный в стену. На нем красуется вензель турецкого султана, который Николай I привез из Варны, где он принимал участие в штурме крупнейшего порта Болгарии. Перед парадным входом во дворец «Коттедж» в 1836 г. была установлена скульптура «Ника» (бронзовая копия античной скульптуры II в.), олицетворяющая победу России в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. В 1840 году появилась бронзовая статуя «Слава», прославляющая доблесть Русской армии.
Помимо реликвий, связанных с военными достижениями, в кабинете императора имеется весомое доказательство его трогательного отношения к своей семье – это скульптурные портреты любимой супруги и всех его детей. Хотя в свое время по столице ходили упорные слухи, что помазанник Божий не отказывал себе в удовольствии утешить фрейлин и даже имел внебрачных детей (по разным версиям от 3 до 9).
При обустройстве территории император пожелал, чтобы придерживались тех же критериев, что и при оформлении семейного особняка, который во всех отношениях считался индивидуальным домом, причем не только для этой монаршей семейной четы. Новый парк Александрия, резко контрастирующий с Нижним парком Петродворца, можно смело назвать пейзажным, поскольку здесь нет ни строгой симметрии в планировке, ни множества фонтанов, скульптурных групп, прудов с мостами, беседок или павильонов, которые напоминали о торжественности и парадности.
Тенистые аллеи в окружении дубовых и липовых рощ, островки берез, кленов, ясеней и других деревьев, зеленые лужайки, поляны луговых цветов, клумбы с розами – все это помогло создать тихий, спокойный уголок пейзажной природы, где императорская семья отдыхала от шумной дворцовой жизни, надежно спрятавшись от любопытствующих, оценивающих и завидующих глаз. Кстати сказать, из-за такой идиллии «Коттедж» со временем начали называть Сельским домиком.
Источник: https://novate.ru/blogs/311022/64571/