Заканчивался 1978 год, а снегопадов так и не было. Граждане СССР ждали, когда же начнется настоящая зима. И вот, 28 декабря, на страну обрушился антициклон с Карского моря, из-за которого на севере страны начались жестокие морозы, распространившиеся в последующем на европейскую территорию РСФСР. Синоптики заговорили о так называемом ультраполярном вторжении.
В столице в ночь с 29 на 30 декабря термометры показали -37,2 °C, а в пригородах (например, в Волоколамске и Дмитрове) было -42°C.
Досталось и Ленинграду: -34,7°C. Такого не было давно, с 1722 года. Жители Урала и Татарстана услышали по радио, что температура пустилась до -48 °C. Еще холоднее было в Коми АССР, в Архангельской, Костромской и Челябинской областях. Там мороз совсем распоясался: -50-55°C.
Был установлен рекорд самой низкой температуры в деревне, которую называли европейским «полюсом холода». В этом населенном пункте на востоке Коми под названием Усть-Щугер синоптики зафиксировали -58,1°C.
Конечно, жители страны были встревожены. Ведь по утверждениям Гидрометцентра, морозы такой силы и продолжительности случаются не часто, примерно раз в 60-80 лет. В США в одной из эмигрантских газет вышла статья с громким заголовком. В ней говорилось, что в Москве начался ледниковый период. Но уже вечером 1 января 1979 года москвичи отметили, что на улице существенно потеплело.
Во время морозов дикторы обратились к родителям с экранов телевизоров с просьбой не отпускать детей гулять на улицу. Из радиоприемников доносились призывы уменьшить потребление алкоголя во время празднования Нового года, чтобы не нанести вред здоровью. Тем не менее, сокращение рабочего дня не было массовым. Только некоторые предприятия внести изменения в график работы. К сожалению, возникли проблемы с центральным отоплением. Коммунальщики предпринимали попытки сделать воду погорячее, а трубы лопались, не выдерживая разницы температур. Это произошло во многих городах, и люди после Нового года остались без воды. Также возникали перебои с электроэнергией.
Люди замерзали в квартирах, надев на себя огромное количество одежды, а чтобы хоть как-то сохранить тепло, хозяева завешивали двери и окна при помощи плотной ткани. Некоторые москвичи праздновали Новый год в зимних пальто и сапогах. Власти призывали не тратить ресурсы, но это не помогало, потому что никто не хотел замерзать в квартирах с покрытыми инеем стенами. Люди вовсю использовали духовки, газ, электрокамины. В сложную ситуацию попали пассажиры междугородних поездов. Некоторые составы застряли в пути, потому что произошли обрывы проводов. Путешественники, выехавшие из Ленинграда, в столицу приезжали с опозданием на 4-5 часов. С продуктами тоже возникали трудности. На складах магазинов стали лопаться бутылки с шампанским и лимонадом. В некоторых булочных отсутствовал хлеб. Недолгий, но жестокий мороз очень негативно отразился на сельском хозяйстве СССР. В 1979 году фруктов (вишня, яблоки, груша, слива) было гораздо меньше, так как как сады просто вымерзли.
Ужасные морозы привели к ряду чрезвычайных происшествий. Например, в Татарстане произошла беда с лыжниками из Павлодара. Подростки в количестве 20 человек (все они учились в седьмом-десятом классе) приехали в Тетюшский район 29 декабря. Их целью был переход на лыжах до Казани, по так называемым ленинским местам. Расстояние составляло 120 километров. Дети не справились с переходом по замёрзшей Волге. Их учительница (Кольцова Алевтина) приняла решение послать двух мальчиков в Тетюши, чтобы они привели помощь. Ребята отправились в путь, и ночью остановились на ночёвку в сторожке лесника. Это была заброшенное строение, в нём и нашёл усталых подростков местный житель.
Это произошло утром 30 декабря. С его помощью информация о детях, которые замерзали в походе, была передана в РОВД. Милиционеры Торгашов и Шлячков поспешили на помощь на снегоходе «Буран». Замерзающих детей нашли. Чтобы согреть, был разведён огромный костёр в овраге. Когда подростки пришли в себя, их перевезли в Долгую Поляну. К сожалению, произошло ужасное событие — одну девочку, которой было всего тринадцать лет, Марину Благодатскую, спасти не смогли. Она замёрзла до момента эвакуации.
Было ещё одно событие, которое чуть не привело к катастрофе. Речь о белоярской АЭС, что в Свердловской области. Когда ночью 30 декабря температура понизилась до 48 градусов, во втором блоке АЭС возникло повреждение фланцевого соединения напорного трубопровода масляного насоса. Машинное масло вырвалось на свободу и немедленно загорелось. По сути энергетики оказались бессильны: кабели были испорчены, и контроля над управлением блоком атомной электростанции не было. Огонь тушили целых двенадцать часов. Это чудо, но реактор атомной станции не пострадал, а также в воздух не попали радиоактивные вещества. После этого события второй блок восстанавливали не менее шести месяцев.
Да, зима может быть разной: праздничной, с солнышком и поскрипывающим от легкого морозца снегом, или же страшной, холодной, несущей беду и разрушения.