Уже в момент появления малыша на свет необходимо было провести соответствующий обряд. При рождении мальчика нужно было непременно перерезать пуповину на топорище или стреле, чтоб рос малыш сильным и храбрым. Девочке же пуповину перерезали символически на веретене, дабы в будущем она стала хорошей хозяйкой и женой, мастерицей рукоделия. Кроме того, перевязывать пупок надлежало нитью из льна, в которую искусно вплетались волосы родителей для обеспечения связи поколений. А ещё по поводу пополнения в семье в некоторых регионах пекли специальный хлеб с оттиском ступни и руки новорожденного. Впоследствии хлеб раздавали родственникам, но вот дальнейшая судьба его неизвестна, то ли съедалась такая хлебная открытка, то ли хранилась в качестве сувенира.
Появившегося на свет раньше срока малыша подвергали, в буквальном смысле слова, запеканию в печи. Определяли, кстати, доношенный ребёнок или нет, знахари по каким-то своим стандартам. В случае, если новорождённого признавали слишком поторопившимся выйти из материнской утробы, то тут же готовили специальное ржаное тесто на воде, в которое и укутывали малыша целиком, оставив только отверстие для носа и рта. Затем же на хлебной лопате клали ребёнка в тёплую печь и оставляли там, чтобы он «дошел». Считалось, что таким далеко небезопасным способом помогали ребёнку набраться сил и окрепнуть. Похожий способ применяли и в том случае, если требовалось изменить его судьбу.
Подобным перепеканию был обряд солонования, правда, проводили через него не только недоношенных малышей. Считалось, что соль способна наделить ребёнка силой, поэтому младенца обмазывали солью, не пропуская ни единого миллиметра, в соли оказывались даже уши и глаза. После этого ребёнка укутывали в тряпки, и он лежал так до нескольких часов. Более зажиточные люди ради усиления эффекта попросту погружали малыша в ванночку с солью. Обряд был крайне жестоким, ведь после такой процедуры у некоторых малышей кожа могла слазить буквально лоскутами. Но наших предков это не останавливало, новая кожа точно должна была оказаться здоровее. Кстати, обряд этот применялся и в других странах, например, во Франции и Армении.
На крещение готовили специальную кашу, щедро приправленную острыми специями, горчицей, хреном и перцем. Она предназначалась для отца ребёнка и чаще всего подавалась в меховой шапке, чтобы в будущем малыш стал богатым. Родитель обязан был съесть всё до последней крошки, гостям такую кашу не предлагали. Зато после трапезы отца начиналось изгнание бесов: гости шумели, как могли, да ещё и разбрызгивали по всему дому вино.
Наиболее диким представляется обычай умерщвления родных в славянской традиции. В дохристианские времена мать новорождённой девочки имела право сразу после родов умертвить собственную дочь, если считалось, что семья и так слишком многочисленна. Но в случае появления на свет сына, его нужно было беречь, ведь он мог стать не только помощником в хозяйстве и продолжателем рода, но и воином.
Дети тоже могли убить собственных родителей, если они становились в тягость семье и бесполезны из-за старости и различных болезней. Объяснялась подобная традиция не жестокостью, а сочувствием, ибо слабый человек априори считался несчастным, и умерщвление его было проявлением акта родственного сострадания. Надо отметить, что эти обычаи больше относились к западным славянским племенам, отличавшимся воинственностью, восточные, более мирные славяне, в своей жизни их не применяли.
Этот обычай существовал до принятия Русью христианства, а после исчез, как варварский. В далекие языческие времена женщина-славянка считала для себя неприемлемым оставаться в мире живых, если супруг её умер. Вдовы добровольно отправлялись на костёр и умирали, сжигаемые вместе с телом мужа. Историки полагают, что обычай возник в связи с верой в быстрое достижение мужчиной блаженства в загробном мире, если он отправлялся туда вместе с женщиной. Некоторых вдов, не желавших умирать, отправляли на костёр насильно.
Сейчас традиция сжигания тела на костре у славян забыта, а во времена, когда жили кривичи, вятичи, северяне, это было священнодействием. После сжигания тела пепел помещали в специальную урну и ставили на перекрёстке дорог. Уход из жизни был поводом для праздника, позволявшим избавиться от страха смерти. Впрочем, параллельно существовала и знакомая традиция погребения.