В основу подвенечного платья заложены не только современные тенденции создания образа невесты, но и скрытая символика самобытных черт этого наряда. Причем история его длится не одно столетие, а начинается еще с древних времен. И хотя традиционное белое свадебное платье появилось к концу XIX столетия, оно всегда выделялось среди будничных и выходных платьев своей особой торжественностью, роскошеством, цветовым решением, украшениями, аксессуарами и прочим. Но перед тем как занять на рынке отдельную нишу, свадебному платью пришлось пройти длительный путь трансформаций и формирований традиций.
Еще в древние времена свадебное одеяние было не просто одеждой, а олицетворением невинности, хрупкости, нежности и трудолюбия невесты, а еще оно показывало состоятельность ее семьи. Также подвенечное платье являлось неким оберегом от недоброжелателей и злых духов. Первые проблески отличительных черт свадебного наряда начали появляться еще во времена Древней Греции и Древнего Рима, постепенно изменяясь и совершенствуясь. Однако до сих пор эти черты остаются доминантными в создании современной свадебной моды, с ее разнообразием силуэтов, стилей, оттенков и украшений.
Пожалуй, сейчас свадебные платья – это собрание наилучших традиций из разных эпох. Например, легкие белоснежные платья времен Античности привнесли в современные наряды нотки греческого стиля, сменив платья Средневековья, которые отличаются своим роскошеством как в декоре, так и в тканях. А вот объемные и пышные наряды эпохи Возрождения, Барокко, Рококо и Классицизма, отличием которых были украшения кружевами и рюшами, стали основой для создания романтического направления в современных подвенечных платьях. В XIX веке на пике популярности был стиль Ампир, благодаря которому свадебные платья упростили и ввели в моду прямой силуэт. С того же времени перчатки стали свадебным аксессуаром, дополняющим образ красивой невесты.
Раньше невесты из монарших семей зачастую облачались в наряды абсолютно различных цветов и оттенков, но наиболее распространенным был красный. Однако после публикации фотоснимка со свадебного торжества королевы Виктории в 1840 году подвенечная мода изменилась навсегда. Как утверждала королева Виктория, для нее свадьба была самым долгожданным днем в жизни, поэтому она все продумала до деталей.
Для образа невесты Виктория, обожающая все модное, выбрала не совсем традиционное платье, изготовленное из шелкового атласа благородного кремового оттенка, украшенное кружевными воланами в области декольте и рукавов. Голову невесты украшала фата и корона с цветами. Кстати, силуэт ее платья и сейчас считается классикой в западных странах.
Первыми подхватили новую моду другие королевские брачующиеся, а со временем белое свадебное платье стало классикой. Правда поначалу платья из белых и других светлых тканей были доступны лишь высшим кругам, так как они были очень маркими, а стирка в XIX веке была дорогим удовольствием. Тем более что раньше после бракосочетания платья использовались еще много раз. Даже сама королева Виктория еще не один раз надевала его на различные торжества.
Так как белый цвет стал популярным для свадебных нарядов, он начал символизировать чистоту, невинность, благополучие. Помимо этого, белоснежное платье отлично выглядело на черно-белых фотоснимках. А вот для людей среднего класса в европейских странах и США белое платье стало доступным спустя не один десяток лет, поэтому еще долгое время им приходилось довольствоваться просто самыми красивыми платьями в их гардеробе в день бракосочетания.
В наши дни выбор платьев огромен, ведь у современных дизайнеров есть неиссякаемый источник для вдохновения - свадебные платья разных эпох, которые можно модернизировать, смешивать и проводить другие эксперименты. Далее речь пойдет о том, как трансформировались платья невест за последние сто лет.
В 1910-е годы подолы будничных платьев начали укорачиваться, а вот свадебные оставались все так же в пол. В основном невесты выглядели примерно так: завышенная талия, закрытая шея, а голову украшала диадема, шляпа или венок, а также была обязательно фата.
Символом 1920-х годов стал знаменитый роман американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральд «Великий Гэтсби». В этой книге троюродная сестра главного героя, Дэйзи (Дэзи) Бьюкенен, предстает в следующем образе невесты: белоснежное платье, обнажающее колготки, элегантная шляпка с фатой, длинные бусы. В общем, цивилизованный мир еще не видел столь дерзкого наряда невесты ни в одной из предыдущих эпох.
Великая депрессия, затронувшая 1930-е годы, не могла пройти мимо свадебных нарядов. Жесткая экономия была буквально на всем, поэтому лучшее, что было у невест - это сшитые платья из самого дешевого искусственного шелка и вискозы. К слову, многие и этого не могли себе позволить, поэтому попросту перешивали свадебные наряды своих матерей или старших сестер, но это не отражалось на их изысканности.
В 1940-х годах, несмотря на военное время, многие выходили замуж. И хотя свадебное расписание составлял командующий офицер жениха, решая, когда он может отпустить своего солдата, это не означало, что невеста не захочет красиво приодеться. Правда для этого им нужно было проявить находчивость: кто-то обручался в платье одной из своих подруг или родственниц, а кто-то и вовсе выходил замуж в рабочей форме. Однако в цепом свадебные наряды тех лет отличались облегающим бюстом, сердцевидным вырезом горловины, объемными рукавами и жесткими плечиками.
В 1950-е годы все хотели скорее позабыть ужасы военного времени и начать новую жизнь, наслаждаясь каждым прожитым днем, окружая себя счастливыми моментами и красивыми вещами. Для этого идеально подходили свадьбы и подвенечные платья в стиле голливудской принцессы. В зависимости от роста благополучия людей в послевоенное время и удешевления производства одежды, белое подвенечное платье все больше становилось главным элементом бракосочетания среди большинства слоев населения.
Свадебные торжества 1960-х годов запомнились обязательным модным аксессуаром - пышной фатой. Причем, чем сдержанней и элегантнее становились платья, тем помпезнее делали головные уборы для невест. На пике моды были огромные диадемы и тиары, замысловатые композиции из цветов, а также большое количество тюлевой ткани для фаты.
Пожалуй, самым известным и экстравагантным образом невесты 1970-х годов может похвастаться бывшая супруга рок-музыканта Мика Джаггера - Бьянка Джаггер. Это, конечно, был не единичный экстравагантный и кричащий образ тех лет, но ее свадебный жакет на обнаженное тело еще долго будоражил общественность. На Западе начиналось время свободы, где не беспокоились по поводу откровенных образов и даже легко начали относиться к разводам.
Мода 1980-х, пожалуй, стала синонимом слова «перебор». Невесты-модницы тех времен не боялись экспериментов, ведь даже платье, сшитое из гигантского банта, выглядело вполне красиво. Число украшений и аксессуаров тоже зашкаливало, особенно активно использовали вышивку бисером, стеклярусом, бусинами и прочим. Самое обсуждаемое платье тех лет было у принцессы Дианы. В 1981 году миллионы людей следили за церемонией бракосочетания принца Уэльского и леди Ди. Невеста принца выбрала для главного торжества ее жизни пышное платье из шелковой тафты со шлейфом, длиной почти 8 метров.
К концу 1990-х минимализм постепенно начал вытеснять пышные убранства. Начали исчезать длинные шлейфы, рукава-буфы и прочие излишества. В моду вошли платья в стиле комбинации, прически стали более простыми, в виде изысканных пучков.
В 2000-е годы и по сей день самым популярным считается А-силуэт. Приталенный лиф и свободная, но не очень пышная юбка - идеальный фасон для любого типа фигуры. В моду продолжает входить скромность и минимализм. Белый цвет и другие светлые оттенки все также остаются идеальными для свадебного наряда, будь то платье или брючный костюм. Кстати, сейчас даже в странах, где традиционными для свадебных платьев являются другие цвета, все больше невест с удовольствием используют белые платья в свадебных фотосессиях.