Зарегистрировано — 123 427Зрителей: 66 514
Авторов: 56 913
On-line — 13 370Зрителей: 2616
Авторов: 10754
Загружено работ — 2 123 088
«Неизвестный Гений»
Новости
Чем покорили мир картины самой смелой финнской художницы-новатора XIX века: Эллен Теслефф
Позабытая в XXI веке, Эллен Теслефф сделала карьеру, которая охватывает последние десятилетия XIX века, вплоть до середины XX века. От места своего рождения, города Хельсинки, до Парижа и Флоренции, она взаимодействовала со многими современными течениями, создавая уникальные произведения искусства, объединившие в себе символизм и экспрессионизм на начальном этапе, вплоть до смелых экспериментов с различными стилями и техниками на закате творческого пути.
Краткая биография
Эллен родилась в октябре 1869 года в Хельсинки в шведоязычной семье из высшего класса, известной своим богемным образом жизни. Такой образ жизни позволил и побудил Эллен продолжить артистическую карьеру при безоговорочной поддержке её родителей, братьев и сестёр. Брат Эллен, Рольф, консультировал её по вопросам бизнеса и занимался продажами и комиссионными, а её сестра Герда, физиотерапевт, которая так и не вышла замуж, вела домашнее хозяйство и выполняла ежедневные поручения от имени своей сестры. Четыре дочери ее сестры Тиры также сыграли важную роль в жизни Эллен.
Лишённая общепринятых гендерных ограничений, Эллен начала своё обучение в возрасте шестнадцати лет. Она училась в Академии Адольфа фон Беккера в Хельсинки и провела часть 1887 года в рисовальной школе Финского художественного общества, которая позже стала Финской академией изящных искусств. Поскольку её интерес к искусству зародился рано, то же самое произошло и с её путешествиями. В 1888 году она отправилась со своим отцом в Большое турне по Европе. Эта экскурсия считалась необходимой для всестороннего образования. Вернувшись в Финляндию, она училась у Гуннара Фредрика Берндтсона и, наконец, дебютировала, получив признание критиков благодаря своей картине «Эхо» в 1891 году.
Париж
Она отправилась в Париж в 1891 году, чтобы продолжить учёбу в Академии Коларосси. Во время её пребывания в Париже, символизм - новое направление в искусстве, захватило столицу Франции. Молодые художники начали подвергать сомнению господствующие представления об искусстве и привносили в свои работы элементы мистицизма и духовного самоанализа. Символистское искусство подчёркивало субъективное восприятие художником реальности. Такому молодому студенту-искусствоведу, как Эллен, достаточно было пообщаться со сверстниками в студиях или кафе, чтобы соприкоснуться с этим движением.
Она рисовала и проводила время с Магнусом Энкеллом, её бывшим одноклассником из Финляндии, который был тесно связан с движением и его литературой. Вершиной символистского периода Эллен является её Автопортрет, созданный между 1894 и 1895 годами. Мелкомасштабное произведение искусства, выполненное карандашом и тушью цвета сепии, считается шедевром Золотого века финского искусства. Этот автопортрет с бледным лицом, выступающим из темноты заднего плана, был высоко оценен даже во время его создания. По мнению многих экспертов, данная работа олицетворяет внутреннее отношение, характерное для символистского искусства на рубеже веков.
Свет и цвет
Эллен продолжила свои путешествия и отправилась во Флоренцию, город, которым восхищались финские художники. С начала 1900-х годов её визиты в Италию стали более продолжительными и частыми. В Италии она перешла от символизма к экспрессионизму. В 1904 году во время посещения Мюнхена она познакомилась с работами группы Василия Кандинского «Фаланга». Это заставило Эллен задуматься об использовании чистых, ярких цветов в своих картинах.
Её новый стиль демонстрирует использование живых цветов и яркое изображение человеческой фигуры в движении, сильную обработку формы и толстые слои краски. Эллен работала над холстами меньшего масштаба, что позволяло ей рисовать на природе. Она любила бродить по холмам вокруг Флоренции и прогуливаться по берегам реки Арно, предпочитая рисовать утром или поздно вечером. Солнечный свет и туман, окутывающие пейзаж, придающие ему сияющее сияние, являются главной характеристикой её работ начала ХХ века.
Форте-дей-Марми, курортный городок недалеко от Флоренции, предоставил Эллен прекрасную возможность воплотить в жизнь принципы витализма и соединиться с природой. Её картины этого периода изображают людей в движении и их взаимодействие с окружающей средой. Три года спустя Эллен познакомилась с Эдвардом Гордоном Крейгом, который стал её художественным наставником. Теории и театральные проекты Крейга оказали большое влияние на её гравюры на дереве. Они сотрудничали в Школе театрального дизайна при театре Арена Гольдони. Эллен также ездила во Флоренцию в 1920-1930-е годы, а её последний визит состоялся весной 1939 года.
Деревенская жизнь
Мурол, деревня в районе Руовеси на севере Тавастии, служила уединённым убежищем, где Эллен спокойно рисовала в компании своих братьев, сестёр и родителей. С самого начала её карьеры деревенские пейзажи легко узнаваемы на многих её картинах.
Сначала Эллен жила на семейной вилле, но позже переехала в свою собственную студию под названием Casa Bianca, или «белый дом» (снесён в 1960-х годах). Несмотря на то, что одинокие странствия не считались подходящим времяпрепровождением для молодой женщины, Эллен любила бродить по лесам, полям и лугам вокруг деревни. Также ей нравилось грести на лодке к острову посреди близлежащего озера, где у неё было много пленэров.
Общение Эллен с местными жителями ограничивалось тем, что она использовала их в качестве моделей. Единственным другом, который у неё был в деревне, была Софи фон Кремер, хозяйка соседнего поместья Пеккала. Эта дружба принесла Эллен некоторую пользу. В 1928 году Ханс Аминофф, мастер Пеккалы, поручил Эллен написать фрески для новой части особняка. Ещё одним заказом, который она получила в Муроле, был алтарь для новой местной церкви. Она написала две сцены Рождения Иисуса, но обе эти работы были отвергнуты. После смерти своей сестры Герды Эллен большую часть времени проводила в Муроле одна.
Хельсинки
Эллен действительно провела много времени, путешествуя по Европе, но Хельсинки всегда оставался её домом. Единственные сцены, которые она рисовала в своём родном городе, в основном были непосредственно рядом с тем местом, где она жила. Её квартира находилась недалеко от гавани и Рыночной площади в Хельсинки. Особенно осенью скандинавский город отличался от оживлённых улиц Флоренции, поскольку большинство людей оставались дома, спасаясь от холода.
Картина «Хельсинкская гавань» показывает уникальную интерпретацию города, залитого летним светом, с силуэтом Хельсинкского собора. Тонкие и вертикальные штрихи выглядят так, как будто они были вырезаны на куске дерева, а это говорит о том, что Эллен считала гравюры на дереве не менее важными, чем живопись. В Финляндии, после Хелен Шерфбек, Эллен была единственной признанной женщиной-художницей в 1920-х годах. Однако в 1930-х годах женщины-художницы начали постепенно получать признание. Эллен постоянно выставляла свои работы, которые снова обратились к фантазиям и сказочным сценам её символистского периода. Последние годы её жизни прошли в Хельсинки, в Доме художников Лаллукка.
Абстракция
Начало 1940-х годов стало мрачным периодом для Эллен. Помимо начала Второй мировой войны, осенью 1939 года умерла её сестра Герда, с которой она жила. Во время войны она постоянно спасалась от бомбёжек в родном городе, но в конце концов возобновила свою работу в резиденции художников Лаллукка.
В 1943 году, когда Эллен было за семьдесят, она получила приглашение выставиться в качестве почётного гостя на ежегодной выставке молодых художников в Кунстхалле Хельсинки. Это приглашение показывает, какой значимостью и популярностью она пользовалась среди молодых художников.
Она продолжала создавать произведения искусства и в 1940-е годы, заявляя о том, что по-прежнему остра в творческом плане. Работы позднего периода её карьеры демонстрируют развитие нового радикального нерепрезентативного стиля, доходящего почти до полной абстракции. Эти композиции были построены с помощью ритмичных мазков кисти и цвета, возвращающегося к своей главной роли.
Заключение
Артистическая профессия заставляла Эллен удерживать баланс между ожиданиями и ограничениями, связанными с её полом, профессиональными целями и личными желаниями. У неё было твёрдое представление о себе как о художнике и творческом гении. Зная о собственных способностях и талантах, она отказалась идти на уступки относительно содержания своей работы. Решение стать художником имело очевидные последствия для её личной жизни. Как и многие женщины-художницы в Финляндии того времени, Эллен так и не вышла замуж. Более того, она считала, что одиночество — это часть творческой работы и признак сильного эго. Она придерживалась этого убеждения так твёрдо, что даже отказывалась брать студентов, если не испытывала финансовых затруднений.
В Финляндии женщины были свободны в выборе артистической карьеры, но по-прежнему определялись политическими и социальными обстоятельствами. После создания независимой страны в 1917 году спрос на создание национального искусства в Финляндии вырос, но не распространялся на женщин. В этом случае женщины, в том числе Эллен, более непредубеждённо относились к модернистским тенденциям. Они могли свободно экспериментировать со стилями, формами и техниками, как это делала Эллен. И прежде, чем она ушла из жизни в возрасте восьмидесяти четырёх лет, женщина зарекомендовала себя как одна из самых смелых и новаторских финских художниц первой половины ХХ века.