Рисунок (флора и фауна)
Большая часть современников мастера, особенно итальянских, прославилась в первую очередь величественными полотнами и монументальными фресками на библейские темы. Не стоит думать, что Дюрер не был созвучен эпохе – у него предостаточно крупных полотен и гравюр по сюжетам Библии. Однако, узнаваемым, особенно сейчас, его сделали совсем другие работы. И это редкий случай, когда виртуозность и тщательность не были похоронены «легкомысленным» жанром рисунка. Дюреровский заяц, жук-олень или крыло сизоворонки – не меньше достояние культуры, чем Витрувианский человек Да Винчи. Умопомрачительная точность линий, зоркость глаза, говорящая о удивительной наблюдательности и… свобода, порождающая изящество. Много работая на заказ, Дюрер не вполне мог распоряжаться своими чувствами, воплощая чужие пожелания, но в рисунке ему никто был не указ. Преклонение перед чудесами природы во всём её многообразии, придают взгляду художника нежность подлинного натуралиста.
Заяц (1502)
Мертвая птица (1512)
Эскиз лилии (1526)
Три снегиря (1543)
Морж (1521)
Маленькая сова (1508)
Носорог (1515)
Крыло синебрюхой сизоворонки (1512)
Лев (1521)
Летучая мышь (1500)
Омар (1495)
Трава (1503)
Голова оленя (1514)
Цветок водосбор (1526)
Жук (1505)
Лось (1504)
Гравюра
За свою жизнь мастер создал более четырёхсот пятидесяти (!) гравюр, которые стали для него не только способом постоянного заработка, но и ещё одним страстным увлечением. Именно гравюру принято считать высшим творческим достижением Дюрера. Он стал первым немцем, освоившим как традиционную гравюру на деревянной основе, так и набирающую популярность гравюру на меди. Утилитарная, «нишевая» техника, которая должна была посредством картинок передавать неграмотным суть написанного в книге, стала благодаря Дюреру самоценным видом искусства. Многие издания классических произведений по сей день сопровождают именами художников-гравёров, как например «Божественная комедия» Доре или Апокалипсис Дюрера. Детализация, полутона, объём фигур и предметов, наконец, сюжеты, полные многозначительной таинственности («Меланхолия», «Рыцарь, смерть и дьявол») – вот причина по которой философ Эразм Роттердамский говорил: «Дюреру же можно удивляться ещё и в другом отношении, ибо чего только не может он выразить в одном цвете, то есть чёрными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью».
Рыцарь, Смерть и Дьявол (1513)
Танцующие крестьяне (1514)
Четыре всадника Апокалипсиса (1496)
Воскресение Христа (1510)
Триумфальная колесница Максимилиана I (1518)
Турнир на лошадях (1518)
Меланхолия (1514)
Морское чудовище (1498)
Немезида (1502)
Повар и его жена (1496)
Святой Георгий на коне (1505)
Семь трубящих ангелов (1511)
Солдат и Смерть(1510)
Волынщик (1514)
Турецкая семья (1496)
Четыре ведьмы (1497)
Мадонна на полумесяце (1511)
Автопортреты и портреты
Может быть подобная последовательность в заглавии может удивить человека незнакомого с творчеством мастера, но только не знатоков и ценителей. И не столь важно, что именно с портретов, написанных для немецкой знати, началась карьера мастера. Дюрер создал множество блестящих портретов, демонстрируя высочайшее мастерство, но именно автопортреты, которые мастер продолжал создавать многие годы (первый был написан им ещё в тринадцать лет) совершили переворот в жанре, впервые продемонстрировав его таким, каким он известен нам. Помимо того, что его усилиями портрет стал «самостоятельным» жанром в живописи, Дюрер впервые изобразил на (авто)портрете человека полностью анфас. Решение было противоречивым и скандальным – прежде так изображали на картинах и иконах только Христа. Молодой и привлекательный художник двадцати восьми лет от роду с длинными волосами и бородкой кажется самодовольным захватчиком, посягателем на «свято место», а авторская приписка о том, что нарисован портрет «вечными» красками, выглядит едва ли не кощунственно. Сейчас даже смешно говорить о подобном, но тогда Дюрер бросил настоящий вызов миру. И победил, конечно.
Автопортрет (1500)
Портрет Барбары Дюрер, урожденной Хольпер (1490)
Портрет императора Максимилиана1 (1518)
Портрет Бернарда фон Ризена (1521)
Портрет Ганса Тухера (1499)
Портрет Эльсбет Тухер (1499)
Святой Иероним (1521)
Портрет молодой венецианской женщины (1505)
Старуха с кошельком (1507)
Портрет Барбары Дюрер (1514)
Портрет Якоба Муффеля (1526)
Автопортрет (1498)
Пейзажи
Следует откровенно признать, что пейзажи не являются любимым жанром самого мастера или важной вехой в его наследии, но игнорировать их было бы неправильно и нечестно. Порой идеально-прозрачные, порой ярко-лубочные виды городов и природы колеблются между отстранённостью и страстью. Они написаны быстрой рукой, без излишних подробностей и сложнейших полутонов, которых Дюрер умел добиваться даже чёрно-белой штриховкой, но они вместе с этим точно передают настроение самого мастера.
Мельница в Пегнице (1494)
Пруд в лесу (1496)
Трент. Вид с Севера (1495)
Цитадель Арко в Южном Тироле (1495)
Водяная мельница в горах и рисовальщик (1490)
Высокогорная дорога (1490)
Инсбрук (1495)
Двор замка в Инсбруке без облаков (1494)
Масло и Библия
К масляным картинам Дюрера, безусловно относится большая часть портретов и автопортретов, но здесь мы поговорим именно о его «серьёзных» полотнах, которым эта самая серьёзность и помешала. Нет, они технически почти безупречны, библейские сюжеты придают им глубины, страсть к деталям, явно ощутимая даже в гравюрах, не даёт назвать их поверхностными, но им как будто не достаёт той страсти, духа авантюризма или даже озорства, что Дюрер позволяет себе в других техниках и жанрах. Впрочем, мастер не был бы собой, если бы и здесь не пошатнул «основы нравственности», его диптих «Адам и Ева» – одно из первых изображений обнажённых людей, основывающихся на библейских сюжетах.
Христос среди учителей (1506)
Адам и Ева (1507)
Бегство в Египет (1494)
Оплакивание Христа
Мученичество десяти тысяч христиан (1508)
Алтарь Паумгартнеров
Поклонение волхвов (1504)
Праздник четок (Праздник розовых венков) (1506)
Христос, поддерживаемый ангелами
Другие мотивы
Одним из ключевых моментов творчества, продолжающим в некотором роде натуралистическую серию, является изображение простых крестьян, типажей иностранцев, и просто зарисовок всего вокруг: от подушки, до собственного кукиша(!), которые чаще всего встречаются на рисунках и гравюрах, допускающих известную демократичность. Это и антропологическое наблюдение, и социологическое исследование в одном произведении. В этом весь Дюрер – внимание к деталям, отказ от вероятности существования несущественных подробностей, серьёзность и ирония в одном флаконе.
Три знатных дамы из Ливонии (1521)
Турки и слуга
Ирландские воины и крестьяне (1521)
Карта северного неба (1515)
Арион (1514)
Смерть верхом на лошади (1505)
Шесть этюдов подушек (обратная сторона Автопортрета с этюдами руки и подушки) (1493)
Этюд с женской фигурой (1528)
Этюд. Левая рука Альбрехта Дюрера (1494)
Голова ангела (1506)
Помимо вышеперечисленного Дюрер создавал фамильные гербы, экслибрисы для личных библиотек, эскизы витражей и даже… рисовал собственные сны. Вот текст, написанный под абстрактной, на первый взгляд картинкой: «В 1525 году после Троицы ночью между средой и четвергом я видел во сне, как хлынуло с неба множество воды. И первый поток коснулся земли в четырех милях от меня с великой силой и чрезвычайным шумом и расплескался, и затопил всю землю. Увидев это, я так сильно испугался, что проснулся от этого раньше, нежели хлынул еще поток. И первый поток был очень обилен, и часть его упала вдали, часть - ближе. И вода низвергалась с такой высоты, что казалось, что она течет медленно. Но как только первый поток коснулся земли и вода стала приближаться ко мне, она стала падать с такой быстротой, ветром и бурлением, что я сильно испугался, я дрожал всем телом и долго не мог успокоиться. И когда я встал утром, я нарисовал все это наверху. Боже, обрати все к лучшему».
Сновидение (1525)