Сложно сейчас точно сказать, с чего начиналась история одного из самых загадочных и восхитительных шедевров мирового искусства, который заставлял замирать сердца даже у видавших виды государей. Тут нужно вспомнить о мел-эоценовом периоде, который начался 56 миллионов лет назад и закончился спустя почти 22 млн лет. Именно тогда на территории современного Балтийского побережья росли удивительные сосны, которые умели «плакать» золотистой смолой, со временем превратившейся в прекрасный камень – янтарь. Ярко-золотистый камень, в котором сохранились остатки доисторических насекомых с различными оттенками и степенью прозрачности, всегда вызывал восхищение, что и повиляло на его популярность на протяжении многих тысячелетий. Учитывая податливость янтаря, неудивительно, что ремесленники использовали его для изготовления украшений и даже целых панно, которые впоследствии стали основой при оформлении всемирно известной достопримечательности – янтарной комнаты.
Интересный факт: Желание короля Пруссии Фридриха I окружать себя роскошью и богатством стало первопричиной создания Янтарного кабинета, который предназначался для оформления одного из залов загородного дворца, перестраиваемого для супруги Софии-Шарлотты. Начало XVIII века ознаменовал всплеск развития янтарного дела в Германии, поэтому король и выбрал «слезы моря» или «дар солнца» (так еще называли янтарь) в качестве главного материала для декора.
В 1701 году для работы над панно были использованы необработанный янтарь и янтарные изделия, которые без ограничений выдавались из дворцовых кладовых придворному архитектору и любимчику королевы И.Ф. Эозандеру, которому в столь непростом деле помогали известные мастера А. Шлютер, Г. Вольфрам, Г. Турау, Э. Шах и другие ремесленники, которых приглашали из других стран Европы. Обработкой же камней занимались мастера из Дании, которым предстояло не только идеально отшлифовывать поверхности, но и создавать нужный оттенок.
Для этих целей в ход шли хитрости и тайные, рецепты, которые не сохранились до наших дней, но поговаривают, что янтарь вываривали в льняном масле, меде, смешивали клеящие составы с коньяком и другими секретными ингредиентами, чтобы получить разные оттенки от молочных до темно-красных. Кстати сказать, подобные эксперименты очень положительно повлияли на «дары моря», камень со временем не терял свой цвет и захватывающую прозрачность, хотя он к этому склонен.
Художникам досталась не менее сложная задача, им приходилось тщательно подбирать форму и цвет каждого камешка, чтобы получались узнаваемые детали, при создании мозаичных панно, на которых легко угадываются витиеватые растительные орнаменты, королевские гербы и вензеля, причудливые животные и многое другое не менее символичное. Учитывая сложность работ и то, что несколько раз менялся костяк команды, изготовление Янтарного кабинета затянулось на долгие годы. После смерти королевы в 1707 г. убитый горем король решил прекратить работы и установить уже в другом дворце панно, которые успели сделать, а создано было немало. Каждое произведение само по себе являлось шедевром и панелями из янтаря можно смело было украшать замок Шарлоттенбург. Но не сложилось, в 1713 г. король Пруссии Фридрих I умер, а его сын Фридрих Вильгельм I был настолько экономным, что сразу же отказался от дорогостоящего проекта.
Несколько лет Янтарная комната хранилась в подвалах берлинского Цейхгауза, и так бы осталась забытой, если бы во время визита Петра I в 1717 г. она не попалась ему на глаза. Русский царь питал слабость ко всяким диковинкам, поэтому неудивительно, что недооцененное на родине сокровище очень уж ему понравилось. Фридрих Вильгельм I довольно грамотно распорядился Янтарным кабинетом. Он решил подарить его Петру I в придачу с роскошно обставленной яхтой Либурник, чем очень порадовал русского царя, мечтавшего украсить чем-то удивительным Кунсткамеру.
И как бы не удивлялись современники короля такой расточительности, он точно знал, что делал. Мало того, что кабинет нужно было еще дорабатывать, а это, немалые деньги, так еще и неспокойное политическое положение, заставляло Фридриха Вильгельма I поддерживать дружеские отношения с Россией, которой удалось жестко проучить шведов, возомнивших себя властителями мира. Победа под Полтавой и благосклонное отношение могущественного соседа, обеспечили безопасность восточным границам Пруссии, что наилучшим образом повлияло на экономику страны, поэтому подарок можно считать дипломатическим, который стал своеобразной данью уважения Петру I и залогом дружеских отношений двух государств. В благодарность за столь щедрое подношение русский царь отправил в Пруссию 55 великанов-гренадеров для прохождения службы в Потсдамской гвардии, токарный станок и кубок, который сделал собственноручно.
Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что Петр I так и не увидел кабинет в собранном виде. Доподлинно неизвестно почему так произошло, то ли государь не смог определиться кому доверить оформление Янтарной комнаты в Летнем дворце или не было возможности смонтировать панели, а может он охладел к полученному подарку, но ящики так простояли неразобранными много лет.
Когда императрица Елизавета Петровна взошла на трон, она вспомнила о том, что стоят ящики с удивительным подарком. Государыня немедля приказала придворному архитектору Бартоломео Растрелли украсить янтарными панно покои Зимнего дворца. Поскольку габариты залов во дворце намного больше нежели созданный кабинет, русским мастерам пришлось хорошенько постараться, чтобы интегрировать его в имеющееся помещение. Благодаря этому кабинет преобразился, появились зеркальные пилястры, спроектированные самим Растрелли, позолоченные элементы, приспособили недостающие детали, которые были доставлены из Кенигсберга в подарок Елизавете I от прусского короля Фридриха II, когда стало известно, что одной рамы для панно не хватает.
Пока Растрелли увеличивал Янтарную комнату для Зимнего дворца, государыня решила перенести ее в Царскосельскую летнюю резиденцию, которую она активно перестраивала. Архитектору ничего не оставалось делать, как снова адаптировать Янтарный кабинет под большое помещение, добавляя живописные вставки, зеркальные пилястры и другие детали, чтобы создать единую картину. К этому времени янтаря в комнате уже было около 6 тонн! Кстати сказать, цена на янтарь в тот период приравнивалась к стоимости серебра, так что убранство было супердорогим.
Кода новая императрица взошла на престол, об Янтарной комнате никто не забыл, а как раз наоборот, началась новая ее реконструкция. В тот период была основана Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой и занимались обновлением. Было решено заменить живописные вставки, придуманные Растрелли, на мозаичное панно и пилястры из янтаря, появились уникальные предметы мебели и шкатулки, выполненные в технике маркетри (наборный рисунок из различных пород древесины), а также инкрустированные янтарем. Понадобилось 10 лет, чтобы комната превратилась в настоящую жемчужину Большого Екатерининского дворца. Все, кто попадал в захватывающей красоты комнату, называли ее Восьмым чудом света, ведь позолота и зеркала, которыми задекорировали зал, вызывали завораживающее мерцание янтаря, создавая чарующую атмосферу.
Интересный факт: Сохранились свидетельства, что после того, как оформление Янтарной комнаты было завершено, в ней начали происходить странные вещи. То слышались какие-то шорохи и странные скрипы, то внезапно гасли все свечи. Эти события не могли не беспокоить государыню, которая поручила 13 монахам провести соответствующие ритуалы, чтобы изгнать нечистую силу. Через 4 дня непонятные явления перестали происходить и больше никогда не замечали подобных «шалостей».
Суровый XX век принес немало испытаний для Российской империи, и если монархическое государство перестало существовать, то умопомрачительная Янтарная комната сохранилась, несмотря на лихолетья Октябрьской революции и Гражданской войны. Царскосельский дворцово-парковый комплекс стал достоянием народа и сохранился практически в полном объеме. Чего не скажешь о Великой Отечественной войне, когда фашисты вошли в Царское село (Пушкин), они знали, что и где искать, ведь мировая известность Янтарной комнаты в этом случае сослужила недобрую службу.
Как ни прятали сотрудники музея янтарь, заклеивая его марлей и бумагой, закрывая щитами из фанеры, найти фантастической красоты шедевр было несложно. Янтарные панно, позолоченные детали и уникальная мебель были вывезены на историческую родину – в Пруссию, точнее сказать, в Кенигсбергский Королевский замок. Там его даже выставляли, вначале для узкого круга высокопоставленных лиц, а затем и на всеобщее обозрение. Пожар, случившийся буквально перед бомбардировками Союзнической армии, вынудил хранителя кенигсбергского собрания доктора Альфреда Роде спрятать панно и все ценности в подвал, что и помогло сохранить шедевры (правда, неизвестно для кого).
После этого события следы Янтарной комнаты потерялись, ученые и исследователи как с российской, так и с германской стороны, секретные службы, всевозможные ясновидящие и энтузиасты выдвигали массу теорий, где может быть спрятана Янтарная комната. Известно минимум о 130 местах, где предположительно хранится самая удивительная достопримечательность Большого Екатерининского дворца (начиная с Сибири и заканчивая Аляской).
Поскольку о местонахождении Янтарной комнаты ничего не было известно, в 70-х годах прошлого века началось восстановление шедевра. Советским мастерам пришлось досконально изучить старинную технику работы с янтарем, чтобы воссоздать панно таким, каким его изготавливали специалисты из разных стран мира. Германия так же не осталась в стороне, мало того, что частично ими финансировались реставрационные работы, так еще в 2000 году в Екатерининский дворец немцы вернули обнаруженную флорентийскую мозаику «Осязание и Обоняние» и наборный янтарный комод, которые изначально были элементами убранства кабинета. В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, один из самых значимых и таинственных шедевров музея-заповедника – Янтарная комната, была открыта для посещения.
Источник: https://novate.ru/blogs/260922/64242/