16+
Лайт-версия сайта

Новости

Какие тайны хранят буддийские пещеры Аджанта: заброшенный на 1500 лет храм в Индии



Это случилось в 1819 году: британский офицер, капитан Джон Смит, охотился на тигров (дело было, разумеется, в колониальных землях, в Индии), когда вдруг обнаружил вход в пещеру – вход не обычный, а явно созданный человеческими руками, в виде высокой арки, пройдя сквозь которую, можно было попасть в большой зал с колоннами. Это была десятая из тридцати пещер Аджанта в штате Махараштра, пещер, на протяжении полутора тысяч лет отданных во власть джунглей. Первое, что сделал Смит, разумеется, – нацарапал на одной из древних фресок свое имя и дату находки.



Буддийские храмы, затерянные в джунглях


С позапрошлого века общее состояние пещер существенно ухудшилось – сказались и неграмотная их реставрация, и излишнее внимание посетителей, и прочие факторы, не всегда связанные с человеком. Поэтому большую ценность сейчас представляют те зарисовки и картины, которые были сделаны «по горячим следам», художниками, копировавшими старинные фрески. Потому что три десятка помещений, высеченных в горной породе, оказались наполнены бесчисленными произведениями изобразительного искусства Древней Индии.

 

 

Рисунок пещеры № 10 в 1839 г. Источник: commons.wikimedia.org

 

Рисунок пещеры № 10 в 1839 г. Источник: commons.wikimedia.org



Пещеры расположились над речкой, в скале, имеющей форму подковы, выходы из них обращены к берегу, а к воде спускаются лестницы. Считается, что работы начались еще во втором веке до нашей эры – строители создавали в базальтовой скале отдельные помещения. В отличие от Петры в Иордании, это не было городом – пещеры были посвящены культу Будды, в них жили и молились буддийские монахи.

Во времена работы над интерьером пещер буддизм в Индии был распространенной религией

 

Во времена работы над интерьером пещер буддизм в Индии был распространенной религией



О происхождении каждой из пещер ведутся споры, но самая распространенная точка зрения – что сооружение этого храмово-монастырского комплекса осуществлялось в два этапа: первый закончился еще до наступления новой эры, второй пришелся на V – VI века. Потом в связи с политической ситуацией в этой части Индии, а еще – в связи с уменьшением популярности буддизма среди населения пещеры оказались заброшены, в части помещений работы не были завершены. Но и то, что было сделано – даже с учетом разрушительного влияния времени – поражает воображение.

 

Внутреннее оформление пещер


Пещеры был решено нумеровать с востока на запад – от 1 до 30. Они имеют разные размеры и площадь, самая большая, четвертая, занимает около 970 квадратных метров, а шестая, например, является двухэтажной. Строителям прошлого приходилось подстраиваться под реальные условия – из-за того, что порода не везде была однородной, существовал риск обрушения, и порой приходилось восстанавливать поврежденные участки пещер. Но в любом случае, архитекторы тех времен были избавлены от необходимости доставать материал для стен, потолка и пола и привозить его к месту работ, а потому сосредоточились на внутреннем убранстве.

В пещерах Аджанта

 

В пещерах Аджанта



Помещения содержат уникальные скульптуры, к которым, по всей видимости, прикладывали руку лучшие мастера, а стены и потолки пещер украсили множество фресок, посвященных жизни Будды и его ранним воплощениям, а также общественной жизни Индии тех давних времен. Работа оплачивалась как из государственной казны, так и частными заказчиками, среди которых, кстати, были и женщины. К такому выводу пришли историки, изучавшие фрески – уникальные изображения, ставшие чем-то вроде энциклопедии буддийского прошлого Индии.

В работе над пещерами принимали участие лучшие скульпторы и художники, их работа оплачивалась в том числе и на пожертвования от простых жителей

 

В работе над пещерами принимали участие лучшие скульпторы и художники, их работа оплачивалась в том числе и на пожертвования от простых жителей



На фресках можно увидеть не только то, что напрямую касается Будды и его перерождений. Множество изображений на стенах пещер содержат иллюстрации общественной жизни, показывают торговые лавки и школы, дворцы, иностранных купцов, сцены из быта индийцев. Уже в XIX веке англичане получили возможность увидеть, например, одежду и прически полуторатысячелетней давности. Фрески Аджанты копировались художниками и находили свое место в европейских музеях или в домах ценителей живописи и восточной культуры.

 

Что хранит комплекс пещер и как его сохранить


Особенностью изображений внутри пещер стало то, что краски не потускнели за прошедшие века; считается, что самые древние помещения были расписаны уже на втором этапе работы над храмовым комплексом, но и этот срок представляется очень солидным для сохранения изображений – особенно, если учесть индийский климат, с его проливными ливнями и сильной жарой. Рисунки и спустя полторы тысячи лет оставались четкими, краски – яркими, светящимися. Впрочем, не во всех пещерах фрески сохранились в таком состоянии.

Оригинал фрески и его современная копия. Источник: pinterest.com

 

Оригинал фрески и его современная копия. Источник: pinterest.com



В те времена, когда пещеры использовались не как достопримечательность, а имели свое культовое назначение, внутри этих темных помещений медитировали и молились, в них располагались кельи буддийских монахов, здесь находили отдых и убежище паломники и купцы. Да и сейчас пещеры располагают к медитации, пусть буддизма в Индии и мало – в настоящее время к этой религии себя относят меньше одного процента индийцев.

На стенах пещер можно увидеть отображение общественной жизни начала эры. Источник: commons.wikimedia.org

 

На стенах пещер можно увидеть отображение общественной жизни начала эры. Источник: commons.wikimedia.org



После VII века пещеры приходили в запустение, постепенно сдаваясь на милость джунглей. Тем не менее, об их существовании местные жители знали, замечали их и путешественники: в XVII веке один из них упоминал в своих записках четыре высеченных в скале храма. Джону Смиту жители соседней деревни помогали вырубать заросли джунглей, закрывавшие входы в пещеры. А на протяжении последних сорока лет пещеры входят в состав объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Одна из пещер комплекса. Источник: pinterest.com

 

Одна из пещер комплекса. Источник: pinterest.com



Нынешнее внимание к этому памятнику культуры, увы, не может восстановить тот урон, который нанес пещерам Аджанта давний интерес посетителей, да и вандалов тоже: не только время и стихия неблагоприятно сказывались на состоянии этих сооружений и предметов искусства в них. Сейчас, когда комплекс превращен в музей, для посетителей открыты несколько копий пещер, в которых воспроизводятся скульптурные и графические произведения оригиналов.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/190622/53571/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

257
СНЕГ! Чудесного всем Дня!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft