Первая зафиксированная письменно попытка соединить Волгу с Доном относится к 16 веку. В 1569-м турецкий султан Селим II, ходивший на Астрахань, распорядился построить канал силами 22 тысяч своих солдат. Но вскоре турки отступили, и проект замер. Вторым инициатором строительства был уже Петр I. По его указу в 1696-м появился проект будущего ВолгоДонского соединения. В следующем году стартовали первые работы по строительству шлюзованного канала, но с приходом Северной войны со Швецией дело свернулось. Вплоть до 1917 года российские инженеры разработали свыше 30 проектов, призванных соединить Волгу с Доном, но ни один не перешел к реализации.
С приходом к власти большевиков Совет Народных Комиссаров причислил ВолгоДонской водный путь к первоочередным объектам капстроительства. Летом 1918-го на ВолгоДонском водоразделе начались изыскания, но вскоре разработки сошли на нет из-за скудного финансирования. После создания в 1927 году Управления ВолгоДонского строительства появился очередной проект водного пути. Но и он в итог был отклонен, а комитет ликвидирован. Еще много лет разработки переходили из рук в руки различных ведомств, но ни один предложенный вариант не был одобрен.
Несмотря на серьезные недостатки всех проектов строительства, накапливался ценный опыт и научный материал, связанный с судоходством и орошением. В 1942-м на громадном плацдарме междуречья состоялась легендарная битва за Сталинград. А уже спустя 3 года после победного мая там развернулся другой фронт – долгожданное строительство Волго-Донского канала. Армия строителей образовала несколько районов стройки. На участки стянули колонны огромных грузовиков, бульдозеров, тракторов, скреперов, туда устремились железнодорожные составы с кранами, экскаваторами и самой разнообразной техникой. Оседлав машины, строители наступали на полупустыню.
Общее число задействованных рабочих точно не известно, ведь в то время людей считали не особо скрупулезно. Известно лишь, что к строительству Волго-Донского канала привлекались десятки тысяч военнопленных из Германии, политические и уголовные заключенные, а также депортированные. Наравне с ними работали вернувшиеся с войны солдаты, добровольцы и жители деревень, подлежащих затоплению. Причем, условия труда были равными у всех, но и послаблений не было никому. Что касается добровольцев, то считались они таковыми весьма относительно. Вряд ли можно было рассуждать о собственной инициативе в тот период репрессивных законов, сборов колосков и арестов за невыход на работу. При этом все категории сотрудников нарабатывали официальный трудовой стаж. У заключенных один год работ засчитывался за два отбывания наказания, получали зарплату они наравне с добровольцами. И надо сказать, трудились все люди на совесть.
К чести руководителя проекта С. Жука, рабочий процесс был организован четко. По понятиям той эпохи, авралы, переутомления и, как следствие, смерти людей сводились к минимуму. Правда, для сегодняшних реалий цифра в полторы тысячи человеческих жертв за весь период строительства выглядит сурово. Но если сравнить картину с тем же Беломорским каналом, то это окажется мизером.
На Волго-Донской канал пошло 3 миллиона кубометров бетона, залитого вместо извлеченного грунта. Водный маршрут протяженностью в 101 километр проложили за рекордных 4,5 года. Этот срок стал беспрецедентным в истории мирового гидростроительства. К примеру, тот же Панамский канал длиной чуть более 81 км строили 34 года, а Суэцкий в 160 км – почти 11 лет.
Ранним утром 31 мая 1952-го Дон пустили навстречу Волге. А уже 11 июня все газеты опубликовали Постановление Совмина Советского Союза "Об открытии Волго-Донского судоходного канала". Как минимум шесть тысяч строителей наградили орденами и медалями, а лучшие двенадцать удостоились звания Героя Социалистического труда.
По общепризнанной версии, первым по Волго-Донским водам торжественно прошел теплоход «И. Сталин». Но историки приводят несколько иной сценарий событий. По их мнению, когда теплоход раскочегаривал свои топки для отправления в плавание, случился непредвиденный инцидент. Находившийся на судне писатель Борис Полевой по неосторожности устроил в своей каюте пожар. Огонь быстро распространялся по «И.Сталину», охватив чуть ли не половину теплохода. По этой причине организаторам пришлось в срочном порядке выпускать в канал теплоход «С. Киров». Вождю народов, якобы, об этом форс-мажоре не доложили, отрапортовав, что судно его имени успешно совершило плавание.
Значение введения в эксплуатацию Волго-Донского канала нельзя переоценить. В то время, как множество великих коммунистических строек поросли мхом и стали жертвами вандалов, канал и сегодня работает в полную силу, обеспечивая экономную и эффективную транспортно-туристическую систему. Волго-Дон давным-давно компенсировал и государству, и народу масштабные жертвы, принесенные во имя его строительства. Затопив обширные плодородные земли, канал доставил воду на когда-то безнадежно засушливые территории. Оросительные системы функционируют по сей день.