Креативный директор музея Хенрик Любкер говорит, что этот музей не похож ни на одно заведение в мире подобного рода. Здесь нет места сухим историческим фактам и биографическим подробностям. Это похоже на экзистенциальную визуализацию сказочных миров Андерсена.
Созданием и проектированием необыкновенного музея занимался японский архитектор Кенго Кума. Он занимает чуть более 6000 квадратных метров. Сверх этого ещё столько же площади прекрасных садов. Здесь замысловатые лабиринты живых изгородей почти полностью сливаются с фантастическими деревянными павильонами, стирая грань между природой и архитектурой. На территории есть длинный пандус, который ведёт под землю, где тоже есть сказочно красивый сад. Директор музея говорит, что это место похоже на вселенную, где всё не так, как кажется.
История жизни великого детского писателя тоже похожа на сказку. Он родился в очень бедной семье в Оденсе. Мама была обычной прачкой и у мальчика практически не было никаких шансов получить хорошее образование и вырваться из ужасной нищеты. Ганс мечтал с детства стать знаменитым писателем. Он очень настойчиво добивался благосклонности театральных режиссёров и потенциальных благотворителей и ему это в конце концов удалось. Юноша получил образование и начал упорно работать в избранном направлении. Весьма долгое время все знали Андерсена, как нелепого молодого человека из нищей семьи. Никто не желал публиковать его рассказы.
Правды ради, нужно заметить, что первые пробы пера писателя были не очень хороши, но он настойчиво продолжал трудиться. В 1843 году Ганс написал знаменитую историю о гадком утёнке. Каждому, кто тогда прочитал её, становилось ясно, что это произведение автобиографическое. Превращение в прекрасного лебедя произошло, когда сказки наконец начали публиковать. Андерсен в корне отличался от своих именитых современников братьев Гримм. Те собирали народные сказки, а он писал свои собственные или адаптировал редкие понравившиеся истории. Его сказки содержали не только интересные истории для детей, но и множество шуток и завуалированных посланий для взрослых.
Некоторые из его историй содержат вполне очевидные моральные уроки. Другие же уж слишком двусмысленные или даже подрывные. Особенно с точки зрения отношений между социальными классами. Например, в сказке «Огниво», опубликованной в 1835 году, злобный простой солдат в конечном итоге мстит королю и королеве. Те заключили его в тюрьму. Солдат же приказал огромным собакам разорвать их. После этого женился на принцессе и стал королём. То есть какой моральный посыл? Если на твоей стороне сила — то люди сделают тебя королём.
Истории Андерсена можно изучать через разные призмы. Если концентрироваться только на дисциплинарных аспектах его рассказов, то можно видеть как герои часто подвергаются ужасным наказаниям за свои проступки. Только это далеко не всё. Сказки этого писателя настолько красивы и глубоки, что можно сфокусировать внимание и по-другому.
Например, в «Девочке со спичками» 1845 года маленькая бедная девочка замерзает на улице в канун Нового года. Картины, которые сопровождают этот печальный святочный рассказ весьма ярки. Девочка зажигает одну спичку за другой, видит прекрасные фантастические видения. То ей кажется, что она у тёплого камина, рядом накрыт богатый стол, стоит нарядная ёлка... Потом ей чудится умершая бабушка — единственный человек, который её любил, кроме мамы, которой она не помнила. Она просит бабушку забрать её к себе, и они возносятся на небо.
История наполнена глубоким смыслом, она многослойна. Андерсен с тонкостью гениального художника описывает внутренний мир девочки. История мелькает перед глазами десятками ярких картин. Они привлекают не только своей красотой и некой поэзией скорби, но и этикой сопереживания. Равнодушие людей, спешащих по своим делам в этот предпразничный вечер, выглядит воистину неким гротеском. Рассказ трогает до слёз.
Новый музей и все его экспонаты созданы именно для того, чтобы вызвать такое вовлечение в истории великого сказочника. Например, в зоне, посвящённой знаменитой сказке «Русалочка», посетители могут смотреть на стеклянный потолок сквозь бассейн с водой. Люди в саду и небо над ними через толщи воды над головой выглядят просто завораживающе. Если прилечь на подушки, то можно услышать потрясающие истории сестёр-русалок. Посетитель обретает чувство стремления к чему-то новому и доселе неизведанному.
В другой части музея воссоздана зловещая атмосфера «Тени». Эту сказку писатель написал в 1847 году. По сюжету злая тень убивает своего хозяина и занимает его место. В экспозиции посетители видят свои тени, которые сначала кажутся совершенно обычными. Потом же они начинают действовать совершенно иначе. Впечатление производит всё это просто невероятное!
Архитектор музея Кенго Кума известен тем, что спроектировал новый Национальный стадион в Токио для летних Олимпийских игр 2020 года. Этот архитектор отличается тем, что для него архитектура как музыка. Он погружён в своё дело целиком, ощущая себя в своей стихии, создаёт потрясающие архитектурные симфонии.
Идея создать новый музей Андерсена появилась в 2010 году. Власти Оденса решили перекрыть главную улицу, которая ранее разделяла центр города. Теперь новый проект включает в себя и существовавший ранее, гораздо меньший, музей Ганса Христиана Андерсена, Культурный центр для детей Tinderbox, дом, где родился Андерсен, и Lotzes Have, тематический парк Андерсена. Город избрал фирму Кумы неслучайно. Они уже работали в Дании над многими проектами. В конкурсе Кума одержал безоговорочную победу. Его проект - ожившая сказка.
В конце экскурсии посетители попадают в дом, где родился и рос сказочник до своего переезда в Копенгаген. Музей привлекает посетителей со всего мира. Определённые трудности были из-за пандемии коронавируса и соответствующих ограничений. Сейчас руководство музея надеется наверстать упущенное, ведь Андерсен — один из самых популярных сказочников в мире.
На момент своей смерти Ганс Христиан Андерсен был всемирно признанным и уважаемым писателем. Но даже в самых смелых своих мечтах, наверное, не задумывался о том, как тепло его будут вспоминать почти 150 лет спустя. Ощущение недооценённости не покидало сказочника. Увидев такой потрясающий музей, созданный в его честь, он был бы невероятно счастлив.