О Сибил Данлоп известно не так уж много, однако исследователи называют ее ярчайшей представительницей ювелирного направления «Движения искусств и ремесел». Примерно в тридцатые годы она создавала украшения, навеянные кельтской мифологией, европейским средневековьем и так называемым «шотландским модерном». Ей принадлежит технология так называемого «ювелирного ковра», когда камни, преимущественно полудрагоценные и поделочные, крепятся максимально близко друг к другу, образуя своего рода мозаику. Большинство работ Данлоп не имеют маркировки – что значительно затрудняет атрибуцию и исследование ее творчества.
Мириам Хаскелл, американка русско-еврейского происхождения, создавала бижутерию высочайшего качества – фактически именно она вывела украшения из «недрагоценных» камней на уровень произведений искусства. Сегодня ее броши и серьги можно найти в коллекциях голливудских звезд и первых леди США – например, большой поклонницей творений Хаскелл является Мишель Обама. В годы Второй Мировой войны, столкнувшись с нехваткой металла для производства, Хаскелл начала экспериментировать с деревом и пластиком, тем самым оказавшись у истоков глобального тренда на нетипичные материалы.
Японка Мие Мацуката не была популярна на родине, хотя, безусловно, ее влияние испытали многие ее соотечественники. Зато в США, где она прожила большую часть жизни, эклектичные украшения Мацукаты пользовались большим успехом. Сочетая азиатские, скандинавские, скифские и кельтские мотивы, она создавала модернистские броши и серьги из стерлингового серебра, бивней мамонта, окаменелостей, эмали, фаянса и поделочных камней сложных оттенков и фактур.
Дочь Пабло Пикассо, Палома, много лет стремилась отмежеваться от славы великого отца – и это у нее получилось. Она снималась в кино, была моделью, придумывала ароматы и оттенки помады… А еще сорок лет жизни и творческой карьеры она отдала работе в Tiffany & Co. Разноцветные драгоценные камни в простой оправе, минимализм, лаконичность, отсылки то к европейскому ренессансу, то к арабской культуре, то к индустриальному веку… Украшения, созданные Паломой Пикассо, универсальны – они подходят и к вечернему платью, и к деловому костюму, к лицу и юным девушкам, и взрослым дамам.
Еще одна звезда бренда Tiffany & Co. – итальянка Эльза Перетти, начинавшая карьеру в модной индустрии в качестве модели. Ее минималистичные кулоны в форме бутылочек, браслеты, напоминающие зубы или позвонки, и скромные подвески в виде сердечек очаровали Лайзу Минелли, Роя Холстона и весь мир. Несколько лет она занималась разработкой «демократичной» линии в Tiffany & Co. – до ее колье-цепочек и брошей в форме морских звезд серебро считалось «несерьезным» материалом. Украшения Перетти стали своего рода символом феминизма – их покупали преимущественно женщины в подарок себе самим.
Звезда танцполов, жизнерадостная француженка из древнего аристократического рода, Виктуар де Кастеллан подарила консервативному европейскому бренду Dior новое звучание, дух юношеского максимализма, дерзость и яркие краски. Она тепло дружила с Карлом Лагерфельдом, разрабатывала аксессуары для Chanel, а затем по приглашению Бернара Арно возглавила «новорожденную» ювелирную линию дома Dior. Как историческая личность Кристиан Диор завораживал ее с детских лет – сейчас она даже рисует посвященный ему комикс. Украшения де Кастеллан всегда чрезмерны – россыпи камней, множество элементов, буйство цвета… В то же время именно ироничность, элемент игры позволяют им органично встраиваться как в повседневные образы, так и в вечерние.
Китайские дизайнеры украшений переворачивают представления европейцев буквально обо всем – о материалах и технологиях, об эстетике и подходе к рабочему процессу… Одна из азиатских звезд современной ювелирной индустрии – Мишель Онг. Цветы, плоды, драконы, бабочки, усыпанные редчайшими камнями тыквы и пальмы, утонченная палитра и невероятное бриллиантовое кружево – все это творения Мишель Онг. Ее клиентура – не богачи, желающие побаловать возлюбленных, а такие же, как она, респектабельные и успешные женщины, знающие, что достойны самого лучшего – и способные купить себе это сами.
Ювелир бирманского происхождения, Винн Винн Онг с детства слушала рассказы бабушки о сокровищах родной страны, посещала с матерью роскошные ювелирные бутики, имела возможность вблизи рассматривать украшения жен дипломатов, перебирать в руках редчайшие камни и старинные драгоценности на рынках в Маниле… В 2001 году она, не имея профильного образования, начала разрабатывать украшения – сначала для себя, потому что, повидав немало прекрасных браслетов и колье, не могла найти ничего, близкого ей по духу. Друзья убедили ее показать публике свои работы – и вскоре Онг уже вошла в число самых известных азиатских ювелиров. Золото и акрил, жемчуг и пластик, камни с традиционной резьбой, мотивы, навеянные живой природой – украшения от Винн Винн Онг хранятся не только в частных коллекциях, но и в музеях.
Невестка Сальмы Хайек, мексиканка Даниэла Виллегас покорила звезд Голливуда очаровательными украшениями, немного детскими и наивными. Она и сама считает, что дизайнер должен творить играючи. Крошечные фигурки лам и динозавров, игры дикобраза, образы многочисленных насекомых… Дизайнер черпает вдохновение в мире природы, однако предлагает своим клиенткам не усыпанные драгоценными камнями цветы и плоды, а жучков, паучков и гусениц, ведь каждое живое существо по-своему прекрасно.
Текст: Софья Егорова.