Лучше уж спросить, что не входило в их задачи. Старшая жена Чингисхана, например, Бёрте, отвечала не только конкретно за их дом и детей. Она несла ответственность за весь лагерь. Если приходили караваны торговцев, она вела с ними переговоры. Ежедневные бытовые обязанности, такие как приготовление еды, пошив или починка одежды — тоже на ней. Прибыли послы — нужно проявить гостеприимство и принять их достойно. Кроме всего прочего лагерь не стоял на месте, кочевники постоянно перемещались. Это нужно было делать регулярно в зависимости от сезона, ведь скоту нужны пастбища.
За всё это отвечали женщины. Они организовывали шествие телег, вели длинную вереницу повозок, часто запряжённых волами или яками. Когда приходили на новое место, то они же и устанавливали юрты и расставляли их в правильном порядке. То есть пока мужчины воевали, женщины делали всё от них зависящее, чтобы их мужьям было куда возвращаться. И получалось у них это превосходно.
Преемственность у монголов была очень сложной. Женщины могли вступить на трон лишь временно, от имени наследника мужского пола, обычно своего собственного сына. Так получилось с самой могущественной правительницей монголов – Тёрегене. Она стала регентом всей Монгольской империи после смерти сына Чингисхана Угедея. Также было и в случае с Соргахтани, которая искусно манипулировала своим сыном, чтобы единолично править всей империей. Эти женщины были старшими вдовами, регентами при мужчинах. В кочевом монгольском обществе подобная практика была вполне приемлемой.
Эта женщина была особенной. Она была обладательницей блестящего ума и незаурядных организаторских способностей. В династию она вошла на совсем невыгодных условиях. Монголы убили её мужа, а сама она стала военным трофеем. После Тёрегене стала супругой третьего сына Чингисхана, Убедея. Она не была старшей женой, как в своё время Бёрте, но зато родила хану пятерых здоровых сыновей. Когда Убедей умер, то именно Тёрегене стала регентом. Убедей не выражал желания видеть следующим Великим ханом одного из сыновей своей третьей жены, но у той было на этот счёт своё собственное мнение. Она решила, что именно её старший сын станет ханом и так это и случилось. Тёрегене умела добиваться своего.
Сегодня не так просто выяснить этот вопрос. Ведь исторических записей практически нет. Если рассудить, то, скорее всего, общество просто принимало этот факт как данность. Есть женщины у которых есть власть. Они делают определённые вещи. У них есть обязанности, у них спрашивают совета, их слушают. Это нормально. Так что, несмотря на всю необычность ситуации для стороннего наблюдателя, для людей, живущих в этих обществах, всё это было абсолютно в рамках их повседневного существования.
Есть неоспоримые исторические свидетельства того, что монгольская армия включала в себя гораздо больше женщин, чем может себе представить современный обыватель. Войско примерно на четвёртую-пятую часть состояло из представительниц прекрасного пола.
Так что в великой Монгольской империи женщины играли далеко не последнюю роль. Без них не было бы ни этих величайших завоеваний, ни самой империи в принципе. Ничего бы не было. Всё благодаря тому, что в монгольском обществе почти все мужчины в полном составе были способны мгновенно мобилизоваться и отправиться в военный поход. Никакое другое общество той эпохи не было способно ни на что подобное. Ведь там мужчины были заняты во всех других сферах и не могли оставить свою работу. Они были священниками, они должны были возделывать землю, торговать и служить для обеспечения администрации и функционирования государства в целом. В Монголии всем этим без проблем занимались женщины. Так что без представительниц лучшей половины человечества, которых оставили за кадром, мужчины не добились бы ровным счётом ничего.