Загадка этого камня будоражила учёные умы ещё с 17 века. В 20 веке его выловили из устья реки и установили на берегу, построив тут музей. Назван валун в честь некогда стоявшего здесь города Дайтон. Неразборчивые петроглифы на поверхности камня озадачивают исследователей уже более трёх веков. Состоят они в основном из прямых линий и геометрических фигур. Также там есть изображения людей. Эти надписи совсем не похожи на случайные каракули или просто наскальное творчество. Учёные убеждены, что эти петроглифы скрывают в себе некое важное секретное сообщение.
Дайтон-Рок имеет примерно полутораметровую высоту, трёхметровую ширину, а длина его почти четыре метра. Сторона с загадочным текстом наклонена и некогда была обращена в сторону моря, чтобы её хорошо было видно с любого приближающегося судна. Специалисты поэтому долгое время считали, что сообщение было предназначено для проходящих мореплавателей.
Одно из первых упоминаний о Дайтон-Рок можно найти в 1680 году. Именно тогда английский колонист, преподобный Джон Дэнфорт, сделал рисунок петроглифов. Сейчас это изображение хранится в Британском музее. Однако рисунок Дэнфорта почему-то противоречит другим сообщениям о камне того же времени. В 1690 году преподобный Коттон Мэзер описал загадочный валун в своей книге «Чудесные дела Божьи в память» совсем по-другому. Почему так? Сейчас уже вряд ли можно узнать.
Кто вырезал непонятное послание на скале? И что говорится в сообщении? Со времен Коттона Мэзера и до наших дней не было недостатка в весьма и весьма творческих интерпретациях. В 1781 году граф Антуан Кур де Жебелен из Парижа объявил, что разгадал тайну. Он сказал, что на камне оставили надписи моряки из Карфагена, в память о своём визите сюда. Чуть позже один учёный из Гарварда по имени Сэмюэл Харрис-младший, заявил, что ему удалось расшифровать на поверхности скалы три древнееврейских слова финикийскими буквами: «царь», «священник» и «идол».
В 1831 году Ира Хилл, школьный учитель из Мэриленда, пришёл к выводу, что камень был выгравирован во втором месяце десятого года правления царя Соломона экспедицией тирийцев и евреев, подобной той, что описана в Ветхом Завете, 3 Царств 9 глава: «И построил царь Соломон флот из кораблей в Ецион-Гевере… И послал Хирам на флот своих слуг, корабельщиков, знающих море, со слугами Соломоновыми. И пришли в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и принесли царю Соломону».
Хилл твёрдо верил, что рисунки на скале подробно отображают путешествие из восточного Средиземноморья через Геркулесовы столбы, мимо Канарских островов и далее через Атлантику к Ассонет-Нек. Эту теорию косвенно подтверждают некоторые факты. Дайтон-Рок точно не современная подделка. На нём есть следы вандализма разных времён. Линии точно вырезаны рукой человека и явно не просто от нечего делать. Ведь тогда это самые трудоёмкие каракули в истории человечества. Даже с помощью современного стального резца потребовалось бы много часов, а то и дней, чтобы выгравировать этот текст. Кроме того, камень был частично погружён в воду, поэтому писцу приходилось всё время стоять в солёной воде по колено или по пояс. Для случайных рисунков были доступны более удобные камни.
Самая влиятельная из теорий, связанных с камнем, была опубликована в 1837 году датским учёным Карлом Кристианом Рафном. Рафн провёл много лет, изучая исландские манускрипты, рассказывающие о ранних путешествиях викингов на Запад. Именно он раскопал теперь уже известную историю старого Лейфа Счастливчика и его путешествия в 1000 году нашей эры в три североамериканских региона, называемых Хеллуланд, Маркланд и Винланд. А ещё Рафн наткнулся на сагу о Торфинне Карлсельне, который через семь лет отплыл ещё дальше на юг вдоль североамериканского побережья в место под названием Хоп. Именно он и оставил это загадочное послание по мнению датского археолога. Ведь уже есть много доказательств присутствия викингов в этой части света в древние времена.
Исследования Рафна вызвали международный резонанс. Доколумбовая история Америки получила всеобщее признание. Всё выглядело логично: если Дайтон-Рок – это Хоп, то Хеллуленд, Маркланд и Винланд несомненно были Ньюфаундлендом, Новой Шотландией и Кейп-Кодом или Нантакетом.
Увы, теория с викингами была полностью опровергнута в 1916 году покойным профессором Эдмундом Б. Делабарре из Брауновского университета. Делабарре, психолог, а также литературный детектив, купил летний дом в неподалёку от Дайтон-Рок в 1912 году. Все последующие годы своей жизни профессор посвятил изучению его сказочной истории. Самые современные знания о камне основаны непосредственно на его исследованиях. Изучая интерпретацию текста Рафном, Делабарре обнаружил вопиющие несоответствия. Реальные зарисовки текста совсем не совпадали с тем, что писал Рафн. Он добавил множество символов, чтобы подогнать послание под свою теорию. С этим разоблачением рухнула теория причастности викингов к надписям на таинственном валуне.
Делабарре, изучая надписи обнаружил там имя «Мигель Корте-Реаль» и дату 1511, нацарапанную среди линий и отметок. Профессор заявил, что этот текст содержит собой сообщение на латыни в португальском стиле. Согласно его теории надпись гласит: «Я, Мигель Корте-Реаль, 1511 год. В этом месте по воле Господа я стал вождём индейцев».
Дело в том, что Мигель Корте-Реаль был португальским исследователем, который отправился из Лиссабона в 1502 году на поиски своего брата Гашпара, который пропал здесь пару лет назад. Экспедиция достигла места, где высадился Гашпар. Команды с трёх кораблей разошлись в разные стороны. В назначенное время две команды вернулись, а третья, где предводителем был Мигель — нет.
Делабарре предположил, что Мигель Корте-Реаль достиг залива Маунт-Хоуп в 1502 году и отправил людей на берег недалеко от Дайтон-Рок. Возможно, там случилась какая-то беда. Это могло быть кораблекрушение или сражение с местными индейцами. Там проживало племя вампаноаг. Возможно, также, что Мигель из-за гибели корабля присоединился к племени и жил здесь, ожидая, что когда-нибудь на горизонте покажется корабль из его родной страны. Когда же прошло больше десяти лет и надежда почти угасла, он начертал на камне это послание, чтобы его хорошо было видно с моря.
Эту теорию тоже нашлось кому раскритиковать. Другие версии приписывают эти рисунки финикийцам и даже китайцам, которые прибыли в Америку до Колумба. Дайтон-Рок продолжает будоражить умы учёных и сегодня. Он привлекает массу туристов в Государственный парк Дайтон-Рок, который был основан в 1955 году. Свою тайну он хранит надёжно.