Зарегистрировано — 123 425Зрителей: 66 512
Авторов: 56 913
On-line — 11 126Зрителей: 2169
Авторов: 8957
Загружено работ — 2 123 020
«Неизвестный Гений»
Новости
Где в России можно увидеть архитектурные шедевры в готическом стиле, и откуда черпали вдохновение их создатели
Родина готической архитектуры – это, разумеется, Франция, а сам стиль распространился на всю территорию Западной Европы. Однако и архитекторы, творившие на территории России, вдохновлялись стрельчатыми арками, острыми шпилями, изящными башенками, драматизмом и патетикой готики – правда, интерпретировали ее по-своему…
Чесменская церковь в Санкт-Петербурге
Неоготика появилась в архитектуре XVIII-XIX веков по многим причинам – тут и веяния романтизма, и возрождение интереса к национальным строительным традициям, стремление к экспериментам… Региональные особенности неоготики заслуживают отдельной статьи. Например, в России нередко она вбирала в себя и характерные для местного зодчества формы – так появлялись поражающие воображение церкви, усадьбы, дворцы… Самая известная, пожалуй, постройка в стиле неоготики – это Чесменская церковь в Санкт-Петербурге. Строительство церкви было инициировано Екатериной II в честь победы в Чесменском бою. Спроектировал ее Юрий Матвеевич Фельтен. Он творил в духе классицизма, однако здесь обратился к готическим мотивам, создав компактную, маленькую (в отличие от настоящих готических соборов) церковь с утрированным ритмом вертикалей, башенками и шпилями. В плане она представляет себе четырехлистник – что также отличается от западноевропейских базилик.
Петровский путевой дворец в Москве
Приказ о постройке Петровского путевого дворца в Москве тоже отдала Екатерина II. Он расположен на въезде в Москву со стороны Петербурга и долгое время служил гостевым домом для вельмож. Сама же императрица останавливалась там всего дважды. Создатель дворца, архитектор Матвей Казаков, никогда не покидал пределов России, да и в северной столице не бывал, но удивительным образом создал нечто очень готическое, очень европейское и очень русское одновременно. Дворец выстроен из красного кирпича.
Над внешним оформлением и внутренним убранством дворца работали и иностранные мастера – например, австрийский скульптор Иоганн Юст. Скульптурные гирлянды, богато декорированные капители, нехарактерные для готики – все это его рук дело.
А вот интерьеры, несмотря на внешнюю строгость дворца, скорее выполнены в барочном духе.
Храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Быково
Неоготику можно найти и за пределами столиц. Например, в селе Быково Раменского района Московской области красуется храм Владимирской иконы Божией Матери. Архитектор неизвестен. Предполагается, что основная часть спроектирована Василием Баженовым, однако перестраивалась Матвеем Федоровичем Казаковым. Она сочетает в себе и готические, и барочные, и византийские, и классицистические элементы – высокий купол на световом барабане (для готики нехарактерный), симметричные башни, высокие шпили и торжественная лестница. Несмотря на свой романтический облик, церковь возведена в строгом соответствии с крестово-купольной системой древнерусского храма.
Усадьба Марфино, Московская область
В селе Марфино Московской области расположен настоящий средневековый замок. Судьба усадьбы Марфино была непростой, она переходила от одних хозяев к другим, в 1812 году ее и вовсе сожгли… Однако, когда владелицей усадьбы стала Софья Владимировна Панина, супруга дипломата, настали совершенно иные времена. При Софье Владимировне ансамбль был фактически создан заново. Она пригласила архитектора Михаила Быковского, который увлекался модной в то время неоготикой и был настроен весьма романтически. Именно в этом стиле он и возвел главное здание. По-видимому, большой отпечаток на внешний вид усадьбы наложили и личные вкусы хозяйки – архитекторы ни шагу не могли ступить без ее одобрения!
Башенки, зубцы, ступеньки, грифоны и химеры, мостики и пугающие скульптуры в заросшем парке – сказочный мир недалеко от столицы. Ходят слухи об обитающих там призраках – тем интереснее, что Марфино «снималось» в очередной экранизации романа «Мастер и Маргарита». Последней хозяйкой этой тихой обители была правнучка внучка министра юстиции В.Н. Панина и полная тезка Софьи Владимировны Паниной – «красная графиня», единственная женщина во Временном правительстве. Увы, ей пришлось оставить Марфино – как и Россию. Усадьба же стала военным санаторием – коим и остается теперь.
Дом Севастьянова в Екатеринбурге
Дом коллежского асессора Севастьянова в Екатеринбурге сменил немало хозяев и был в конце концов перестроен по проекту Губернского секретаря Александра Ивановича Падучева – тогда и приобрел свой нынешний вид. Сегодня он – настоящая жемчужина местной архитектуры, культурно-исторический памятник. Он появляется на значках, открытках, магнитах… По своей композиции и основным конструктивным особенностям он все-таки выполнен в духе классицизма, но смело декорирован неоготическими деталями – стрельчатыми полуарками, окнами-розами, пинаклями.
Здесь же мы видим барочные картуши и гирлянды. В ходе очередной реставрации были восстановлены его «исторические» цвета – белый, бордовый и бирюзовый, придающие зданию сходство со сказочными царскими палатами и усиливающие эклектичность его стиля. Говорят, Севастьянов мечтал украсить крышу здания золотом, но ему не позволили этого сделать. Согласно другой легенде, он вовсе не жил в своем роскошном доме, а лишь любовался на него из окна здания напротив.
Дом купца Булычева в Кирове
Как только не называют местные жители дом купца Тихона Булычева, выстроенный по проекту архитектора И. А. Чарушина! И «красный замок», и «дом с химерами», и «дом ФСБ» (или «дом КГБ»). Существует легенда, что местный богач Булычев заказал строительство «замка» для своей дочери, мечтая, что она забудет о столичной роскоши и вернется к отцу – впрочем, наравне с ней упоминается и история о романе купца с некой дамой, чье сердце он решил завоевать экстравагантной постройкой (теперь в Кирове мужчины так не делают). Вход в здание охраняют двуглавые орлы и химеры, давшие ему неофициальное название. Внутри дом был настоящим образцом современной – для того времени – архитектуры: на каждом этаже располагались душевые комнаты, телефоны, электричество и даже лифт, который, к сожалению, до наших дней не дожил.
Текст: Софья Егорова.