16+
Лайт-версия сайта

Новости

Что нужно знать про символизм в пейзажной живописи, чтобы чувствовать себя экспертом



Якоб Исакс ван Рёйсдал, голландский художник XVII века, считается одним из первых художников, превративших пейзажную живопись в отдельный жанр. Несмотря на то, что пейзажи появлялись на заднем плане более ранних картин, они не были представлены сами по себе со времён классической античности. Якоб не использовал никакого исторического или литературного содержания, как это делали его современники, тем не менее, его картины были полны символизма и смысла. О том, что из себя представляют эти послания и то, как они соотносятся с тем, как другие художники изображали пейзажи в других местах, благодаря знаменитой работе Рёйсдала «Еврейское кладбище» - далее в статье.



Голландский Золотой век


«Док Ост-Индской кампании в Амстердаме», Людолф Бакхёйзен, 1696 год.  Фото: wikimedia.org.

 

«Док Ост-Индской кампании в Амстердаме», Людолф Бакхёйзен, 1696 год. Фото: wikimedia.org.

 

Якоб был одним из многих ныне известных художников, работавших в так называемый голландский Золотой век. Это был период, когда Нидерланды получили независимость от Испании и процветали как торговая нация. Поскольку их страна была протестантской республикой, без экстравагантно украшенных церквей или знатного правящего класса, голландские художники не полагались на элитное религиозное или светское покровительство, как их коллеги во Франции или Италии. Вместо этого они рисовали для ранней версии арт-рынка. Их покупатели, в основном представители среднего класса, не разделяли интереса других европейцев к высоколобым историческим картинам. Вместо этого они с большей вероятностью покупали пейзажную живопись, натюрморты и жанровые сцены, которые были столь популярны во времена голландского Золотого века.

Слева направо: Вид на Харлем, вторая треть XVII века, Якоб Исакс ван Рёйсдал, Рейксмузей, Амстердам.  Предположительный портрет ван Рёйсдала (автор неизвестен).

 

Слева направо: Вид на Харлем, вторая треть XVII века, Якоб Исакс ван Рёйсдал, Рейксмузей, Амстердам. Предположительный портрет ван Рёйсдала (автор неизвестен).



Французские коллеги Якоба Никола Пуссен и Клод Лоррен привнесли в свои пейзажные картины элементы библейских сюжетов, классической истории и мифов, чтобы сделать их привлекательными для образованной аудитории. Напротив, Рёйсдал и его коллеги-голландские пейзажисты, в том числе его дядя Саломон ван Рёйсдал, позволили миру природы занять бесспорное центральное место. Они особенно преуспели, изображая сцены родного голландского пейзажа, играя на гордости своей нации за её недавнее процветание и независимость.

Слева направо: Никола Пуссен, Луврский автопортрет, 1650 год.  Пейзаж со вдовой Фокиона, собирающей его прах после кремации, Никола Пуссен, 1648 год, Художественная галерея Уокера.

 

Слева направо: Никола Пуссен, Луврский автопортрет, 1650 год. Пейзаж со вдовой Фокиона, собирающей его прах после кремации, Никола Пуссен, 1648 год, Художественная галерея Уокера.



На самом деле, эта связь между национализмом и пейзажной живописью будет повторяться на протяжении всей истории искусства. Общие мотивы голландской пейзажной живописи Золотого века включают плоскую топографию Нидерландов, ветряные мельницы, отбеливающие поля (поля, где на солнце была разложена влажная ткань) и знаковые достопримечательности голландских городов, такие как церковь Святого Бавона в Харлеме. Несмотря на то, что эти черты сами по себе не имеют символики, большинство искусствоведов и историков рассматривает их как проявления голландского национализма. Якоб писал всевозможные пейзажные картины, а не только спокойные сцены голландских городов и сельской местности. Он использовал самые разные условия, настроения, времена года и многое другое, а также создавал снежные зимние сцены, сцены населённых городов, картины с изображением пшеничных полей, деревенских домиков в лесу, кораблей на воде, старых замков и многое другое.

 

Еврейское кладбище


Еврейское кладбище, Якоб Исакс ван Рёйсдал.  Фото: google.com.

 

Еврейское кладбище, Якоб Исакс ван Рёйсдал. Фото: google.com.



«Еврейское кладбище» - одна из самых известных картин Рёйсдала, полна драматизма и символизма. На картине изображено кладбище Бет Хаим, которое существует и по сей день, недалеко от Амстердама. Однако художник сильно изменил его внешний вид, чтобы создать более впечатляющий образ. На самом деле только гробницы верны гробницам в Бет Хаиме; все остальные декорации были придуманы. И совсем неудивительно, что Рёйсдал стал источником вдохновения для более поздних пейзажистов-романтиков.

Фрагменты картины «Еврейское кладбище», Якоб Исакс ван Рёйсдал.

 

Фрагменты картины «Еврейское кладбище», Якоб Исакс ван Рёйсдал.



Поскольку на картине изображена серия могил на разрушающемся кладбище, совершенно очевидно, что смерть и разложение являются главными темами на «Еврейском кладбище». Многие наверняка знакомы с идеей vanitas в натюрморте (включение преходящих, а иногда и разлагающихся предметов в натюрмортах, которые напоминают о непостоянстве жизни и легкомыслии её мирских забот). Тем не менее, тема vanitas отчётливо видна в данной работе, что несвойственно и нехарактерно для пейзажной живописи.

Лесной пейзаж, ок. 1660 года, Якоб Исакс ван Рёйсдал, Вустер колледж, Оксфорд.  Фото: document.no.

 

Лесной пейзаж, ок. 1660 года, Якоб Исакс ван Рёйсдал, Вустер колледж, Оксфорд. Фото: document.no.



«Еврейское кладбище» — это не просто кладбище и символ смертности. Это кладбище, которое восстанавливается природой. Гробницы разваливаются, и их бледный мрамор обесцвечен. Деревья, трава и кустарники начали вытеснять эти памятники, возможно, демонстрируя беспомощность человечества перед лицом природных явлений. Однако некоторые деревья умирают, даже когда они преодолевают кладбище. В частности, стоит обратить внимание на сломанный ствол дерева в центре композиции и голое, бледное дерево на правом переднем плане. Искривлённое или умирающее дерево стало излюбленным изображением возвышенных пейзажистов, но оно также появляется как элемент vanitas в менее драматичных сценах.

Природа и значение


Летние дни, Джордж Иннесс.  Фото: pinterest.com.

 

Летние дни, Джордж Иннесс. Фото: pinterest.com.



В пейзажной живописи природные объекты, такие как деревья, горы, ручьи и водопады, созрели для различного рода символических и аллегорических значений. Природа может воплощать в себе множество настроений. Эта мощная, неизбежная и приводящая в замешательство версия не является её единственной возможной интерпретацией. В отличие от «Еврейского кладбища, природа может показаться идиллической». Близкие современники Рёйсдала Пуссен и Клод вызвали идею мирного, неподвластного времени, мягко-дикого пейзажа в своих исторических пейзажах, вдохновлённых классикой. Этот взгляд на природу как на буколический рай был также популярен в XIX веке. Во время промышленной революции, когда британские и американские пейзажи, в частности, были разорены, пейзажная живопись стремилась запечатлеть и сентиментализировать то, что было утрачено.

Слева направо: Домик в Корнфильде, Джон Констебл, 1817 год.  Джон Констебл на картине Дэниела Гарднера, 1796 год.

 

Слева направо: Домик в Корнфильде, Джон Констебл, 1817 год. Джон Констебл на картине Дэниела Гарднера, 1796 год.



Например, британский художник Джон Констебл возвёл пейзажную живопись в монументальный жанр благодаря своим изображениям исчезающей английской сельской местности. Констебль находился под влиянием Рёйсдала и даже скопировал несколько его работ. Как и его исторический наставник, он считается одним из самых влиятельных пейзажистов. Между тем художники XIX века вкладывали в мир природы всевозможные эмоциональные и трансцендентальные смыслы, от повышенного благоговения и ужаса Каспара Давида Фридриха до мистической духовности Джорджа Иннесса.

 

Красота и меланхолия руин


Пейзаж с руинами замка Эгмонд, Якоб ван Рейсдал, 1650-5 годы.  Фото: wordpress.com.

 

Пейзаж с руинами замка Эгмонд, Якоб ван Рейсдал, 1650-5 годы. Фото: wordpress.com.



Включение церкви, возможно, является необычным выбором для картины со словом «еврейский» в названии. Это явно что-то значит, поскольку это был один из многих элементов, которые Якоб добавил к сцене, которой нет рядом с настоящим кладбищем Бет Хаим. Церковь возвышается над могилами, но при этом выглядит она гораздо хуже, чем надгробия и могилы. Большинство учёных рассматривают разрушенную христианскую церковь и разрушающееся еврейское кладбище как аналоги друг друга – свидетельство того, что представители любой религии одинаково подвержены смертности и разрушительному воздействию времени. Церковь также считалась символом падения католицизма в пользу голландского протестантизма.

Мельница около Дюрстеде, Якоб ван Рёйсдал, 1670 год, Рейксмузей, Амстердам.  Фото: pinimg.com.

 

Мельница около Дюрстеде, Якоб ван Рёйсдал, 1670 год, Рейксмузей, Амстердам. Фото: pinimg.com.



Разрушенные или, по крайней мере, ветхие здания занимают видное место в нескольких работах Рёйсдала. Они вызывают чувство меланхолии и ностальгии по ушедшим временам. С тех пор они также активно фигурировали в работах многих других пейзажистов. Наиболее распространёнными из всех являются классические руины, которые усеивают поколения пейзажных картин по всей Европе и Америке. В более поздних поколениях этот мотив можно было бы охарактеризовать как Живописный, романтическая идея, включающая элементы дикости и беспорядка. Это было нечто среднее между идеальной пасторалью и ужасающе Возвышенным. Однако во времена Рёйсдала само понятие Живописного существовало по меньшей мере на столетие раньше.

Мануфактура по переработке китового жира, Корнелис де Ман.  Фото: azureedge.net.

 

Мануфактура по переработке китового жира, Корнелис де Ман. Фото: azureedge.net.



В отличие от этих символов потери, некоторые комментаторы также усмотрели надежду в символике этой пейзажной картины. Они особенно указывают на радугу, означающую окончание шторма, и поток, представляющий постоянный цикл движения. Стоит также обратить внимание на то, что несмотря на мрачную и штормовую погоду слева и справа от картины, в левой центральной части неба видны намёки на свет. Кажется, что тьма вот-вот рассеется, и скоро выглянет солнце.

Пшеничные поля, Якоб ван Рёйсдал, ок. 1670 года, Музей Метрополитен, Нью-Йорк.  Фото: bing.com.

 

Пшеничные поля, Якоб ван Рёйсдал, ок. 1670 года, Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Фото: bing.com.



Констебль, который был известен своим научным вниманием к облакам, в частности, назвал небо «главным органом чувств» и мог бы описать эту картину с помощью этого утверждения. Небо Рёйсдала, кажется, наводит на мысль о быстротечности не только жизни, но и смерти и отчаяния. После смерти наступает возрождение и обновление.

Заключение


Итальянский пейзаж с видом на гавань, Ян Бот.  Фото: bing.com.

 

Итальянский пейзаж с видом на гавань, Ян Бот. Фото: bing.com.



Цикл упадка и обновления, символизируемый на «Еврейском кладбище», во многом похож на повторяющийся цикл упадка и воскресения в истории европейской пейзажной живописи. Его первый расцвет пришёлся на XVII век, на голландский Золотой век и исторические пейзажи Пуссена и Клода.

Пейзаж с Полифемом, Никола Пуссен, 1649 год.  Фото: gallerix.asia.

 

Пейзаж с Полифемом, Никола Пуссен, 1649 год. Фото: gallerix.asia.



Позже современные художники, такие как импрессионисты и постимпрессионисты, сделали пейзаж одним из своих любимых сюжетов. Для них символизм и повествование, скорее всего, исчезли в пользу более чисто визуальных проблем, но выразительная сила пейзажа не уменьшилась. Возможно, именно поэтому жанр пейзажной живописи сохранился до наших дней.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160522/53273/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Лёгкий южный ветерок (премьера песни)

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft