Чёрнолощёная, также известная как томлёная, керамика была в прошлом широко распространена на Руси, а вот прародителями подобной технологии и вовсе считаются этруски, которые ещё в VIII – II веках до нашей эры изготавливали что-то похожее. Способ изготовления чёрнолощёной керамики характерен тем, что глиняные изделия перед обжигом не только заглаживают, но и лощат. Особым образом и обжигают такие изделия: процесс в коптящем пламени при полном перекрытии доступа кислорода. А в конце в печь через специальный горн, не открывая её двери, добавляют такие вещества, которые тлеют и выделяют густой чёрный дым - сырые дрова, тряпки, а иногда даже мокрый навоз.
Образцы чёрнолощёной керамики отличаются характерным металлическим отблеском и отсутствием глазури в качестве покрытия, а также высокой прочностью. Однако этот древний способ изготовления посуды в прошлом столетии едва не был почти утрачен, и только к 1987 году старинные традиции был возрождены в своей гончарной мастерской семьёй Щипановых - они и сегодня занимаются редчайшим промыслом.
На протяжении столетий сундуки и другие ящики для хранения вещей не отличались эстетической составляющей, и только к середине XIX столетия в северных регионах Российской империи быстро вошли в моду расписные сундуки, которые практически сразу стали неотъемлемым элементом свадебного обряда. Интересно, что первоначально мастерицы села Раскаты Макарьевского уезда расписывали только переднюю стенку сундука с помощью масляных красок. Рисунок зачастую состоял из трёх частей, где по бокам располагался геометрический орнамент, а вот в центре сюжет изображения менялся, например, в зависимости от того, идёт ли невеста под венец впервые или нет. Однако рисунки при этом никогда не повторялись. На сегодняшний день промысел находится на грани исчезновения - только группа энтузиастов пытаются полностью воссоздать и сохранить уникальную русскую технологию.
Искусство резьбы по кости, характерное для северных регионов России, активно стало распространяться ещё в XVIII столетии, правда, процесс этот тогда был несколько ограниченным территориально - только там, где материла для работы хватало. Ситуация изменилась только к середине XX века: так, в 1968 году в город Горький приехал всемирно известный резчик по кости Парфён Черникович, который начал обучать целые группы резчиков из рабочего посёлка Варнавино, который в итоге и стал центром косторезного народного художественного промысла.
В качестве материала было выбрано местное сырьё – трубчатые кости и рога крупного рогатого скота, а также более ценные моржа и мамонта. Буквально через несколько лет появилась первая фабрика, которая работает и сегодня: по данным редакции Novate.ru, современный ассортимент варнавинской косторезной фабрики насчитывает более 285 наименований изделий.
Глиняные изразцы, которыми украшали стены домов и печей, стали активно появляться в Московии ещё в XVI веке - тогда ими разнообразили интерьеры своих резиденций царские особы и знатные бояре, иногда - большие храмы. Однако промысел быстро набирал популярность и появлялись более доступные образцы, однако печь, украшенная таким образом, продолжала оставаться символом состоятельности хозяина дома. Дороговизна изразцового промысла объясняется сложностью процесса изготовления: только глину для хороших изразцов приходилось вымораживать две-три зимы, в процессе чего её всё время перелопачивают и мнут.
Кроме того, изображение на каждом изразце более-менее сложного рисунка тоже является непростым делом, требующие от резчика художественного вкуса и определённых навыков. Чаще всего, вырезались сказочные птицы или лубочные картины из народной жизни.
Источник: https://novate.ru/blogs/180822/63895/
Рупор будет свободен через:
24 мин. 53 сек.