Иван Билибин – известный русский и советский художник, иллюстратор, театральный оформитель, педагог. Художник был известен не только на родине, но и за границей. Среди его известных работ можно выделить иллюстрации к детским книгам: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Сказка о царе Салтане» и прочие. А после того, как он сделал иллюстрации для «Русалочки» датского писателя Ганса Христиана Андерсена, один за другим стали поступать предложения по оформлению немецких, французских и других зарубежных сказок.
Во Франции иллюстратор сдружился с советским дипломатом В. П. Потемкиным, который помог Ивану Яковлевичу вернуться на родину после долгих шестнадцати лет вынужденной эмиграции. Осенью 1936 года художник со своей семьей вернулся в родной Ленинград. Там ему предложили работать на кафедре в Институте живописи, а также заниматься театральным оформлением.
Помимо этого он продолжал создавать циклы иллюстраций к произведениям, в том числе книг Толстого, Лермонтова и прочих. Осенью 1941 года была запланирована персональная выставка работ художника, но все планы разрушила война. С началом блокады Билибину неоднократно предлагали покинуть город, но он отказался от эвакуации, отвечая, что из осажденной крепости не убегают, ее защищают.
Одной из его последних работ стали иллюстрации к былинному циклу «Дюк Степанович», над которыми он работал до последнего дня, несмотря на все трудности и болезни. Умер Иван Яковлевич в феврале 1942 года от истощения. Его похоронили на Смоленском кладбище в братской могиле профессоров Академии художеств.
Константин Рудаков - советский художник-график, педагог, состоял в Союзе художников Ленинграда. После революции развивал свое творчество в иллюстрациях для различных сатирических журналов. Но известным он стал благодаря своим иллюстрациям к произведениям классической литературы, например, «Евгений Онегин» Пушкина, «Ревизор» Гоголя, «Щелкунчик» Гофмана и прочих.
Во время блокады, не обращая внимания на трудности, художник написал целый ряд портретов отважных бойцов ПВО, создавал эскизы костюмов и декораций для театральных постановок, иллюстрировал романы Льва Толстого «Анну Каренину» и «Войну и мир». А в 1942 году начал монументальный проект — огромное панно, приуроченное к 25-летию с момента Октябрьской революции. Художник смог выстоять страшнейшее время родного Ленинграда. Умер он уже в мирное время, в 1949 году.
Алексей Пахомов - известный художник-живописец, график, иллюстратор, преподаватель, участник Союза художников СССР, обладатель множества престижных наград и премий. Способности к художеству у Алексея проявились еще в детском возрасте, когда он учился писать портреты своих близких. В будущем его стиль базировался на традициях русского реализма и народной культуре.
Графические работы Алексея Федоровича, посвященные детям, являются однозначно лучшими среди его творений. Также художника привлекала социалистическая действительность: работа фабрик и заводов, реалии сельскохозяйственной жизни и прочее. Среди его известных произведений XX века можно выделить следующие полотна: «Жатва», «На покосе», «Крестьянский мальчик», «Авиамоделистка» и другие. Его творения всегда отличаются своей актуальностью и гражданственностью.
Всю Великую Отечественную войну Алексей Федорович пережил в родном Ленинграде и даже в блокадный период не бросал свою работу. В эти годы он создал невероятный цикл литографий «Ленинград в дни блокады» - одно из наиболее значимых произведений искусства военных лет. В серию вошло свыше тридцати работ: «На Марсовом поле в затишье», «За водой», «В очаге поражения» и другие. В этой работе Алексей Федорович раскрыл доблесть и мужество советских людей, у которых была одна цель – победа! В 50–70-е годы художник изображал простые бытовые сюжеты, а основными героями его картин были трудящиеся, врачи, учителя.
Леонид Чупятов - советский художник-авангардист, преподаватель в учебных заведениях Киева, Новгорода, Ленинграда. Также он работал в мультипликации и театральным сценографом. В блокаду Чупятов с семьей остался в родном Ленинграде. Художник писал в своих последних письмах, что он и его семья решили умереть в родном Ленинграде. Леониду Терентьевичу было страшно, что он гибнет как художник, а вместе с ним и все его работы, написанные за тридцать лет.
К сожалению, Леонид Терентьевич и его жена не пережили это страшное время. В первую же блокадную зиму супруги умерли от голода. Но до последнего вздоха художник писал картины. Даже когда закончились холсты, он продолжал творить на фанере, картоне и прочих материалах. К счастью, Леонид Терентьевич успел завершить свое главное творение, ставшее символом блокады Ленинграда, — непревзойденное полотно «Покров Богородицы над осажденным городом».
Павел Филонов - российский и советский художник, иллюстратор, авангардист. Ему принадлежит создание новейшего художественного течения - «аналитического искусства». О нем говорят, что художник писал картины «атомами» и верил, что они развиваются подобно живым организмам. Поэт А. Е. Крученых называл Филонова великим художником и очевидцем незримого, а сам Павел Николаевич считал себя вовсе не художником, а исследователем.
Павел Николаевич встретил начало войны в Ленинграде, но также, как и Чупятов, умер в первую зиму от истощения. Так что художнику не удалось описать на холсте события военных лет. Супруга, которая считала гением своего мужа, пережила его на несколько месяцев. Все творения Павла Николаевича хранились у его семьи, поэтому родные длительное время не покидали блокадный город, так как боялись что картины Павла Николаевича могут пропасть. Лишь оставив его гениальные работы под охрану музея, родные художника покинули блокадный Ленинград.
Анна Остроумова-Лебедева - русская и советская художница, гравер. Лучше всего ей удавались пейзажи, особенно городские виды, в которых соединены воедино величие архитектуры и красота природы. Благодаря Анне Петровне русская гравюра перешла на новый уровень, форму и приобрела цветную печать.
Ленинград был всегда ее главным героем графических пейзажей. И в самые трудные его дни - блокаду - художница даже и не думала уехать из родного и горячо любимого города, желая пережить с ним все испытания. Она была уверена, что всему этому ужасу настанет конец и хотела быть здесь, чтобы убедиться в этом.
Во время блокады женщина продолжила работать. Для этого она обустроила мастерскую в ванной комнате, так как там было самое тихое и безопасное место в доме. Анна Петровна создала множество гравюр, на которых был изображен блокадный Ленинград, почтовые открытки с пейзажами. Помимо всего прочего, женщина делала записи в личный дневник, который издали по окончанию войны под названием «Автобиографические записки».
Художница осознанно отказалась изображать ужасные разрушения, обрушившиеся на ее родной красивый город, ведь для большинства русских людей Ленинград ассоциировался именно с множественными его образами в её живописи и гравюрах. Остроумова-Лебедева всегда подчеркивала всю мощь, величественность, красоту, культуру и силу Ленинграда — колыбели нашей страны.