История производства знаменитых русских цветастых платков берёт своё начало, как это понятно из их названия, в подмосковном Павловском Посаде в 1795 году. На тот момент там функционировала небольшая шёлковая фабрика крестьянина из села Павлово по имени Иван Лабзин. Чуть позднее к его делу присоединился ещё один крестьянин, Грязнов. Первые годы значимого успеха продукция не имела, пока 70 лет спустя, в 1865 году, мануфактура не была награждена малой серебряной медалью «за хорошее ткачество и набивку муслин-де-линя и платков» в рамках Московской выставки русских мануфактурных произведений. Ещё спустя 15 лет тогдашний владелец фабрики Яков Лабзин получает почётное звание поставщика Государыни Великой Княгини Александры Петровны.
Сам собой, что после этого слава павлопосадских платков гремит по всей Российской империи. Более того, по данным редакции Novater.ru, к началу XX столетия «Товарищество Мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова» является самым крупным отечественным предприятием по производству шерстяных платков и шалей - в те времена там трудилось не менее двух тысяч человек. А склады товаров были расположены по всей стране - Москве, Омске, Ромнах, Харькове, Урюпинске, а также на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. Имущество «Товарищества», включая цену материалов и товаров, достигало стоимости более 4,3 миллиона рублей, что по тем временам было просто баснословной суммой.
После Октябрьской революции 1917 года предприятие, созданное крестьянами Лабзиным и Грязновым, как и подавляющее большинство остальных, национализировали. Впрочем, это не помешало сохранить традиции и фирменные секреты создания знаменитого платка до сегодняшнего дня. «Павловопосадская платочная мануфактура», за более чем двести лет своего существования так и не сменила места и по-прежнему расположена в подмосковном Павловском Посаде. А масштабы её производства поражают своим разнообразием: так, фабрика изготавливает примерно тысячу позиций самых разных платков, шарфов, шалей, кашне, палантинов и скатертей.
Одним из главных принципов производства - работа с натуральными волокнами, например, шерстью, хлопком, шёлком и льном. Кроме того, на фабрике сумели успешно объединить использование передовых автоматизированных технологий и ручной работы там, где это критически необходимо - именно таким образом достигается уникальный уровень качества. А убедиться в последнем можно не только приобретя изделие, но и посетив музей мануфактуры — там хранятся платки, которым больше 150 лет, а они в отличном состоянии. Сегодняшние платки также будут служить своим хозяевам поколениями.
Легендарные тёмные металлические подносы с уникальной цветочной росписью можно найти во многих домах на постсоветском пространстве, однако очень известны они и за рубежом. Более того, довольно часто они становились подарками для правителей и чиновников целого ряда государств. Например, известно, что жостовские подносы хранятся в частных коллекциях испанского короля Хуана Карлоса, а также королевы Великобритании Елизаветы II, у многих зарубежных президентов.
Это ремесло по росписи подносов характерными яркими цветами имеет практически двухсотлетнюю историю, а появилось оно в подмосковном селе Жостово, где художником-миниатюристом Осипом Вишняковым в 1825 году была основана фабрику по изготовлению подносов из папье-маше, украшенных сюжетной и цветочной росписью. Со временем традиция расписывать их цветами, характерными мягкой и округлой техникой исполнения, а также разнообразием используемых оттенков в одной композиции, распространилась и в других мастерских, всё больше завоёвывая популярность как среди художников, так и для потребителей.
Наиболее распространённым вариантом жостовской росписи считается букет, который располагается в центре подноса и обрамляется по краям мелким узором. Зачастую цветочная композиция располагается на чёрном фоне, однако допускаются также белые ли другие цвета. А за счёт особой техники работы изображение получается как будто объёмным, словно выступающим над поверхностью подноса. Иногда кроме цветов в рисунке используют птиц или ягод. Жостовский поднос отличается долговечностью и, при правильном обращении и хранении, способностью годами оставаться в хорошем состоянии.
Однако пару десятилетий назад это уникального отечественное ремесло едва не было утеряно. Дело в том, что даже популярность мирового уровня, не спасла предприятие «Жостовская фабрика декоративной росписи» на рубеже XX-XXI веков от серьёзных финансовых трудностей - оно едва не стало банкротом. Однако всё разрешилось благополучно, когда ряд энтузиастов, желающих сохранить аутентичный промысел, за счёт собственных средств покрыли все долги фабрики, что позволило не только сберечь, но и восстановить производство легендарных подносов.
Ещё один знаменитый на всю планету промысел - каслинское литье - когда-то произвело настоящий триумф во французской столице. А феномен этой технологии состоит в том, что из кажущегося суровым и неспособным быть полезным для искусства чугуна производятся поразительные в своей детализации и изяществе статуэтки и скульптуры. Местом производства этих впечатляющих изделий является заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли, недалеко от Златоуста, что находится в Челябинской области. Собственно, от названия предприятия технология, а затем и разросшийся рядом город и получили своё название.
Свою историю промысел берёт в 1747 году, когда тульским купцом Яковом Коробковым был основан на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Долгое время о мастерстве тамошних умельцев в литье, в том числе художественном, знали разве что на территории Российской империи. Пока не наступил 1900 год, когда Каслинский завод принял участие в Парижской всемирной выставке прикладного искусства. А специально для неё отечественные мастера умудрились отлить большой чугунный павильон-дворец в византийском стиле, автором которого стал Е. Е. Баумгартен.
Основным же скульптурным элементом павильона стала статуя Н. А. Лаверецкого «Россия», которая была установлена при входе. Она изображала женщину-воина, которая оберегает мир и всегда готова к борьбе и новым победам. Детище челябинских мастеров произвело настоящий фурор, и его единогласно признали шедевром литейного искусства, удостоив высшей награды вставки — «Гран-При». Эта победа обеспечила промыслу огромную популярность среди иностранцев, а также значительное число заказчиков из-за рубежа. Пытались купить и сам павильон, однако сделка не состоялась, и сегодня его можно увидеть в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Однако триумфа в Париже не уберёг предприятие и сам промысел от тяжёлых времён. Когда после Октябрьской революции и Гражданской войны в России предприятие было национализировано, оно на несколько десятилетий стало работать на нужды партии, а не искусства. Это едва не стало концом в истории технологии литья, однако почти утраченное ремесло сумели восстановить, и работает оно до сих пор, пусть и не в таких масштабах, как в дореволюционные времена. Впрочем, это не мешает предприятию иметь множество заказов на художественное литье из чугуна и бронзы, а также обучать и готовить мастеров по этому делу в действующем при нём профессионально-техническом училище.
Гжельская керамика по праву считается одним из наиболее раскрученных русских брендов народного ремесла на планете. Как и большинство аутентичных промыслов, своё название она получила благодаря населённому пункте - Гжель располагается в 60 километрах от Москвы, и всегда была знаменита своими богатыми глиняными месторождениями, широкая добыча разных сортов которой активно производилась там ещё с середины 17 столетия. А уже к началу 19 века, по информации редакции Novate.ru, в Гжели функционировало сразу 25 заводов, которые занимались изготовлением посуды.
Долгое время гжель производило большое количество купцов, однако после прихода к власти большевиков и национализации всех этих предприятий изготовление расписной посуды там значительно снизилось, а то и вовсе прекратилось. Традиции старого ремесла, которому к тому моменту почти стукнуло почти 350 лет, сохранились разве что благодаря представителям кустарных производств. И только к середине ХХ века государство решило восстановить промысел. Кроме того, именно тогда был разработан унифицированный атлас мазков для росписи, которая сегодня известна на весь мир.
Справедливости ради, следует отметить, что помимо посуды, в Гжели изготовляли также игрушки в виде птиц и зверей, а также декоративные статуэтки на тематику из русского быта - все эти изделия, наравне с чашками и блюдцами, стали очень популярными. Интересно также и то, что это в современном понимании гжельская керамика расписывается исключительно в бело-синей, либо бело-голубой гамме. А вот в начале 19 столетия огромное количество изделий покрывались лиловыми, жёлтыми, и коричневыми оттенками, причём в своеобразном народном стиле, где преобладали мотивы декоративных цветов, листьев и травы.
И несмотря на то, что подобные произведения из-за своей редкости ценятся гораздо выше привычных бело-голубых, именно последние пользуются большой популярностью среди коллекционеров, а не только имеют огромный спрос у среднестатистического покупателя. Сегодня гжельская роспись является одним из самых известных брендов отечественного промысла: посуду и игрушки с бело-голубой росписи покапают или получают в подарок иностранцы в качестве сувенира, их активно экспортируют за рубеж, а отдельные любители и энтузиасты собирают собственные частные коллекции гжельской керамики.
Трудно найти более популярный в мире отечественный аутентичный промысел, чем Хохломская роспись. Именно эти деревянные изделия, покрытые лаком и расписанные красочным узором, стали подлинным символом русского народного творчества за рубежом. История этого декоративно-прикладного искусства зарождается в 17 столетии в одноимённом селе, ныне находящемся на территории Нижегородской области. К началу прошлого века она получила значительное распространение в Российской империи.
Интересно, что в отличие от вышеупомянутых аутентичных промыслов, которые в годы Советского Союза переживали своего рода упадок, то вот Хохломская роспись была как раз довольно популярна и активно развивалась. А вот как раз после распада СССР у ремесла начались проблемы. Самым большим препятствием на пути сохранения промысла является сильное сокращение числа подлинных мастеров этого дела: так, по данным редакции Novate.ru, с 1991 года количество специалистов по росписи уменьшилось почти в четыре раза.
Визитной карточкой Хохломской росписи является обилие красных и золотых оттенков, а также наличие масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Кроме того, оригинальные изделия требует уникальной технологии изготовления: во-первых, специальной обработке дерева, а во-вторых, нанесения как минимум 4-5 слоёв лака. Для того, чтобы добиться необходимого результата, мастерам нужны не только отработанные навыки и опыт, но и наличие специального оборудования.
Так, деревянные изделия отлично справляются с воздействием воды, в том числе и горячей - хохломскими ложками вполне реально есть горячий борщ и не бояться её деформации. Кроме того, такая ложка при правильном обращении и хранении будет служить поколениями и не терять свой первоначальный вид. Однако соблюдение всех этих требований того стоят, ведь изделия с Хохломской росписью, которые являются оригинальными, отличаются высоким качеством и долговечностью.
Источник: https://novate.ru/blogs/100822/63822/