Зарегистрировано — 123 424Зрителей: 66 511
Авторов: 56 913
On-line — 10 428Зрителей: 2033
Авторов: 8395
Загружено работ — 2 123 006
«Неизвестный Гений»
Новости
Какой была социальная реклама в СССР, и К чему призывали популярные лозунги
Вопреки расхожему мнению, реклама в СССР была. И касалась она далеко не одной только партийно-идеологической пропаганды. Советское общество воспитывалось социальной рекламой. И если в дореволюционный период эта роль отводилась церкви, то с приходом Советов воспитательные процессы взяло на себя государство. Плакаты, лозунги, радио, а позже и ТВ масштабно формировали сознание новых людей, новый быт и новые привычки.
Как начиналась советская социальная реклама
Реклама в СССР была разной. Коммерческая отличалась от сегодняшней тем, что выполняла пропагандистскую функцию. Политическая реклама, как и вся советская система в целом, отличалась безальтернативностью. Особо интересной на этом фоне смотрится социальная реклама периода СССР. Советская рекламная практика этого направления создала ряд привлекательных примеров, многие из которых можно адаптировать и сегодня.
Спустя пару дней после революции 1917-го появился Декрет за подписью Ленина «О введении госмонополии на объявления». Документ лишал оппозицию рычагов влияния и источника доходов. Параллельно большевики понимали, что первым делом нужно укреплять советскую прессу. В Москве и Петрограде формировались правительственные органы, управляющие полиграфическими предприятиями. Создавался информационный монополизм, а социальная реклама становилась порождением политики. По этой причине было сложно разделять грани политической и социальной рекламы. Соцпризывы касались борьбы с религией с церковью, очернения белого движения, осуждали западный образ жизни. Общество планомерно приучали к мысли, что новый режим власти — явление закономерное и постоянное. Цели социальной рекламы были куда глобальнее нынешних. Первая и главная - противопоставление советского и несоветского миров. Внимание акцентировалось на том, в каком справедливом мире оказались наконец граждане Советского Союза на фоне всего негатива, в котором пребывают остальные.
Если сравнивать соцрекламу советского периода с дореволюционным, то первое отличие - усиление ретрансляции и использование авторитета популярных в обществе героев. В этой связи первым приходит на ум Владимир Маяковский, оставивший после себя широчайшее рекламное наследие. Его перу принадлежат рифмованные рекламные речевки. Даже если Маяковский делал рекламу продукта, его обратной стороной всегда была социальная направленность.
Даже банальная реклама галош содержала социально-политический подтекст: «Резинотрест — защитник в дождь и слякоть. Без галош Европе — сидеть и плакать».
Ближе к 30-м каналы распространения пополнились радио, имевшимся в каждой семье. А с 1950-х появляется инновационный инструмент коммуникации — телевидение. Поначалу влияние ТВ на общество было незначительным, так как телевизор оставался в домах редкостью. Но постепенно этот канал связи стал наиболее эффективным. При этом социальная реклама посредством телевидения подавалась не в виде знакомых нам сегодня рекламных роликов, а через познавательные передачи, демонстрирующие преимущества советской жизни.
Политические лозунги в социальной рекламе
Восхваление коммунистических ценностей стояло во главе задач советского правительства. Для продвижения этих самых идеалов партия часто обращалась к социальной рекламе. Коммунистические ценности преподносились нравственными идеалами. Поэтому даже реклама действительно социальных норм наделялась политическим контекстом. Например, на плакате советского времени Ленин изображен с ярким солнцем позади него, а надпись гласит: «Владыкой мира будет труд». Автор плаката пользуется излюбленной цветовой гаммой советских художников с добавлением синего. При этом красный остается символом революции, желанного социализма и коммунизма.
В эпоху коллективизации гражданам внушалась обязательность проводимых преобразований с убеждением содействовать правительству. На известном плакате Ушакова-Поскочина от 1925-го молодые девушки изображаются с книгами в руках о партии. Надпись на агитке: «Крестьянка, укрепляй союз рабочих и крестьян - он сделает СССР непобедимым». Среди декораций – многолюдная деревня, беседующие рабочие и крестьяне. Таким ходом пропагандировалось привлечение сознательных селян к контакту со строителями коммунизма.
Популярные социальные лозунги
Наиболее эффективным и наглядным инструментом социальной рекламы были плакаты. Их демонстрировали повсеместно, привлекая крупным шрифтом, ярким цветом и броскими лозунгами. Власть осознавала высокую роль соцрекламы, поэтому в авторы плакатов привлекались влиятельные личности. Что касается основных направлений, то в их ряду были насущные вопросы нового времени. Женщина в СССР не должна была отсиживаться дома, а никотинозависимые и пьющие граждане считались невыгодными стране. Поэтому за цель взяли создание «новой социалистической личности». С 1930-х в СССР развернули масштабную антиникотиновую кампанию, и первый тематический плакат датирован этим годом. Несмотря на отмену в 1924-м «сухого закона» в Советском Союзе шла борьба с пьянством. Популярным стал лозунг «Что можно купить детям на стоимость 1 литра водки».
Ещё один порок, с которым сражалась советская соцреклама, - проституция. Этот вид деятельности признали наследием эксплуататорского режима, что подлежало искоренению. «Проституция – великое несчастье человечества», - значилось на плакатах. При этом женщин призывали раскрепощаться в другом плане, эмансипируясь. Слабую половину направляли в русло строителей нового общества. «Женщина! Учись грамоте!», - доносилось со всех изображений.
В 1930-е появились первые плакаты о соблюдении правил дорожного движения. «Нарушая правила — рискуешь жизнью» - предостерегала социальная реклама. Помимо призывов, направленных на укрощение пороков, распространялась позитивная социальная реклама. Пропаганда здорового образа жизни сопровождалась лозунгами «Мой руки после работы и перед едой», «Иди в баню после работы» и т.д. Уделялось внимание пропаганде физкультуры, популяризации туризма, поощрению людей благородных профессий: «Физкультуру – в массы!», «В выходной день — на туристскую прогулку», «Честь и слава сельским врачам».