Место, которое занимает площадь больше 70 тысяч квадратных километров, является африканским национальным парком и биосферным заповедником. Начиная с 1982 года Тассилин-Аджер признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Здешний песчаник способен удерживать влагу и в этом районе есть растительность, которая сильно контрастирует с окружающей пустыней. Тут можно встретить виды деревьев, которые являются весьма редкими и самыми древними в мире. Это сахарские кипарисы и мирты, которым грозит исчезновение.
Вся поверхность песков покрыта образовавшимися в результате эрозии скальными образованиями. Они венчают внушительные дюны и издалека походят на руины древних величественных городов. Эти огромные каменистые равнины, которые иногда сменяются монолитным каменным лесом.
Рельеф украшают как отдельно стоящие песчаниковые скалы-останцы, так и их группы в виде стен, естественных «арок» и сочетаний того и другого. В них спрятано множество пещер. Плато покрывает целая сеть высохших давно русел рек и сухих ущелий. Многочисленные каньоны и разломы довершают картину сказочного ландшафта.
Всё плато и горный массив заселены туарегами. Ближайший отсюда город — это оазис на западной окраине региона под названием Джанет.
В 1910 году здесь были обнаружены свидетельства существования доисторической цивилизации — самая большая и древняя коллекция наскального искусства в мире. Здешние пещеры украшают разнообразнейшие изобразительные творения рук человеческих - монохромные и цветные, рельефные и плоские.
Первые образцы этого искусства датируются примерно 12 000 лет назад, между 10 и 9 тысячелетиями до нашей эры. Это период начала неолита и времени ближе к концу последнего ледникового периода. В то далёкое время Сахара была обитаемой саванной, а не пустыней.
Сюжеты большинства древних шедевров свидетельствуют о том, что в эпоху неолита в Сахаре был весьма влажный климат, чрезвычайно богатый и разнообразный растительный и животный мир. Фрески Тассилин-Аджер запечатлели всю эволюцию Сахары от некогда цветущей саванны к безжизненной пустыне. Некогда тут произрастали разные породы лиственных и хвойных деревьев, дубы, олеандр и мирт, цитрусы и оливы. Многочисленные долины, сейчас засыпанные песком, были в то время такими же полноводными реками, как Нил и Нигер.
К настоящему времени было идентифицировано около 15 000 наскальных изображений. На них нарисованы крупные дикие животные, такие как антилопы и крокодилы, стада крупного рогатого скота и люди, которые охотятся и танцуют. Самые древние из них соответствуют животным, обитавшим в Сахаре в начале голоцена. Люди, создавшие их, были скорее всего охотниками-собирателями и обитали здесь более 10 тысяч лет назад.
Создали все картины Тассилин-Аджер многие поколения людей, доселе населявших эти некогда благодатные земли. Это были в основном охотники, земледельцы и скотоводы. Прошло время и Сахара стала безводной пустыней. За прошедшие тысячелетия безжалостный ветер и зной сформировали пейзаж в том виде, в каком он существует сегодня.
Эти картины являются одними из старейших и самых больших во всей Африке, причём некоторые рисунки достигают высоты 5 метров. Для некоторых картин характерно изображение фигур, которые как бы парят на поверхности скалы, с круглыми головами и без отличительных черт. Считается, что места, где они появляются, были местами, посвящёнными религиозным ритуалам и церемониям.
С одомашниванием крупного рогатого скота в этом районе около 4500 лет назад, на рисунках стали появляться овцы, коровы, козы и собаки. Рядом с ними изображали охотников с луками, женщин и детишек. Ещё чуть позже на фресках появились лошади и колесницы со всадниками. Стала присутствовать письменность в виде древних ливийско-берберских иероглифов, смысл которых до сих пор не расшифрован.
Примерно 3000 лет назад, когда Сахара окончательно превратилась в бесплодную пустыню, на рисунках появились фигуры верблюдов. Они сменили ранее изображаемых людьми ослов и крупный рогатый скот. По времени это совпадает с развитием дальних торговых путей, по которым караваны перевозили соль и другие товары.
Среди самых известных картин — так называемая «Рогатая богиня». Она была создана в эпоху неолита и изображает идущую женщину с рогами на голове. Руки и ноги её украшают браслеты, одежду – бахрома. Женщина, возможно, является богиней плодородия.
Есть в Тассилин-Аджер картины, которые даже породили у учёных гипотезу о том, что людям в те времена были знакомы галлюциногенные вещества. Скорее всего грибы. Дело в том, что фрески изображают несколько человек в масках, которые танцуют. Танцоров окружают длинные и разноцветные гирлянды геометрических узоров различных видов. Каждый из них держит в правой руке предмет, похожий на гриб, от него отходят две параллельные линии, которые идут прямо к темени танцора. Некоторые исследователи считают, что это может отражать влияние грибов на человеческий разум.
Одним из основных рисунков, подтверждающих эту теорию, является фигура шамана, всё тело которого покрыто грибами. Возможно, конечно, что это связано с погребальным ритуалом. Большинство же исследователей считают, что эти представления не соответствуют действительности.