В отличие от нынешних глав государств, передвигающихся по улицам городов исключительно в бронированных автомобилях или в окружении целого взвода секьюрити, советские вожди не только не всегда таскали за собой охранников, но даже иногда пешком ходили на службу, как простые смертные. Истории известны имена людей, которым не один раз приходилось воочию наблюдать, как великий вождь народов Иосиф Виссарионович Сталин пешком идет на работу. Так, например, преподавательница латыни в МГУ Л. А. Попова рассказывала своим студентам, что однажды, будучи еще молодой девушкой, буквально чуть не сбила с ног вождя, мирно прогуливающегося по одной из парковых тропинок санатория в Кисловодске.
Самое интересное в том, что ее за это никто даже не отругал. Дело в том, что недоступным для простых людей Сталин стал только с февраля 1932 года, когда стал работать в первом корпусе Кремля, а будущая преподавательница МГУ встретилась с ним лицом к лицу в начале 20-х годов прошлого столетия. Многие представители того поколения рассказывали, что им тоже приходилось видеть Иосифа Виссарионовича, неспешно шагавшего по Ильинке в сторону нынешней станции метро Китай-город. В те годы Сталин жил в Кремле, а работал в здании правительства на Старой площади.
В октябре 1930 г решением Политбюро ЦК ВКП(б) часть Секретного отдела центрального комитета, в том числе и кабинет генерального секретаря, была переведена из старой резиденции в Кремль.
С тех пор Сталину было запрещено появляться за кремлевскими стенами пешком и без охраны. Правда, подчинился этому приказу вождь не сразу, а только через год, когда на его стол попал протокол допроса террориста Платонова-Петина. Был в жизни великого вождя и такой случай, когда ему не удалось пообщаться с простыми людьми, которые, кстати, очень на него за это обиделись.
Дело было в конце августа 1933 года, когда Сталин в компании Ворошилова и целой свиты охранников совершал прогулку по Волге на пароходе «Клара Цеткин». Прибыв в город Сталинград, он пожелал посмотреть поближе панораму местного тракторного завода и подъехал к нему в машине с откидным верхом. Увидев правительственных лиц, рабочие бросились к автомобилю, желая поприветствовать правительственных деятелей лично. Однако в планы вождя не входило столь тесное общение с народом, поэтому машины, даже не въехав на территорию завода, быстро развернулись и умчались прочь.
Это неприятно удивило простых работяг, которые надеялись на то, что вождь народов пройдет по цехам и поговорит с людьми. Тогда об этом многие говорили, но подобные разговоры тоже остались безнаказанными. А вот через пять лет говорить о вожде народов в подобном контексте уже вряд ли кто-то посмел бы.
Никита Сергеевич Хрущев, который стал преемником Иосифа Виссарионовича Сталина, не особенно любил общение с народом. Если ему и приходилось разговаривать с простыми людьми, то делал он это исключительно на официальном уровне и в присутствии охраны. Кстати, охрану советский вождь тоже не очень-то жаловал, называя их бездельниками. Говорят, что именно поэтому правитель значительно уменьшил охрану своей дачи в Крыму, уволив определенное количество секьюрити.
Подобное решение обернулось для Хрущева досадным недоразумением. Однажды утром, когда Никита Сергеевич в сопровождении только одного охранника прогуливался по пустынному берегу моря, к нему изо всех ног бросилась толпа людей. Как потом оказалось, они хотели лично вручить ему жалобу на одного из представителей местной власти. Людям это удалось – жалоба была доставлена по месту назначения, однако сами просители за подобную наглость были тут же арестованы. Правда, в заключении они провели всего одни сутки и на следующий день после разъяснительной беседы всех отпустили по домам.
Вот, пожалуй, и все эпизоды хождения Хрущева в народ. Впрочем, может было еще что, но история об этом умалчивает. А вот со своими единомышленниками Никита Сергеевич общался очень даже охотно. Говорят, что генсек собирал во дворце спорта в Лужниках огромные толпы людей, как правило, членов Коммунистической партии, и читал им многочасовые лекции.
В отличие от своих предшественников, Брежнев очень любил, как тогда говорили: «ходить в народ», что очень беспокоило его родных, опасавшихся за жизнь и здоровье вождя. Пешком генсек тоже иногда прогуливался. Ему, правда, не очень этого хотелось, но врачи настаивали на необходимости прогулок на свежем воздухе, вот и приходилось иногда отказываться от комфортных поездок на короткие расстояния.
Один из офицеров, работавших с Леонидом Ильичем, вспоминал, как однажды вождь решил прогуляться от Арбата до своей квартиры на Кутузовском проспекте. Тогда Максимов, который и был тем самым офицером, в целях безопасности предложил, чтобы правительственный автомобиль ехал за ними следом, но Брежнев отправил машину в гараж. На дворе было уже темно, однако вождя ничуть не тревожила вероятность нападения бандитов или какая-то другая опасность. Единственное, в чем он позже признался своему спутнику, ему было достаточно сложно преодолеть пешком такое большое расстояние. Брежнев сказал, что было желание зайти в какой-нибудь подъезд и передохнуть, сидя прямо на ступеньках лестничного пролета.
Подобные прогулки по ночному городу пришлось прекратить после покушения, которое было совершено на генсека в январе 1969 года. С этого времени Брежнев передвигался исключительно под охраной и на автомобиле, а пешие прогулки перенес в периметр собственной дачи. Истории известно еще об одном интересном случае общения советского вождя с народом. Тогда прошел слух о тяжелой болезни Брежнева и, чтобы его опровергнуть, Леонид Ильич решил появиться собственной персоной в одном из обычных московских гастрономов. Кстати, в тот день одна из продавщиц оконфузилась, не сразу поняв, кто перед ней стоит. Да и стоит ли удивляться? В советское время продавцы, мягко говоря, были не очень вежливы.
Правда, вождь ничуть не обиделся на неласковый ответ и отправился в другой отдел, в котором, кстати, нужного товара тоже не оказалось. Что поделаешь, дефицит…
Несмотря на то, что Брежневу не дали в гастрономе колбасы и орехов, которые он попросил, своей цели вождь добился – слухи о его смертельной болезни моментально прекратились. Вот так простой визит в народ помог успокоить людей.