16+
Лайт-версия сайта

Новости

Что писали на картинах лучшие художники интерьерного жанра: Убранство Зимнего дворца, свет в пустой комнате и др.




Пожалуй, нет такой темы, к которой бы не обратилось искусство. Социальные потрясения и морские бури, перипетии судеб античных героев и каждодневный труд современников, суровая реальность и возвышенные мечтания, дальние странствия и… домашний уют. Интерьерный жанр в живописи всегда был явлением особенным – так или иначе проскальзывал в творчестве многих живописцев, однако лишь единицы уделили ему пристальное внимание. Чьи-то акварели стали подспорьем для реставраторов, чьи-то полотна до сих пор остаются загадкой для искусствоведов, а кто-то, написав лучи солнца на стене пустой комнаты, поведал о человеческом одиночестве больше, чем любой портретист…



Эдуард Петрович Гау и дворцовые интерьеры

 

 

Зал русских мастеров в Эрмитаже.

 

Зал русских мастеров в Эрмитаже.



Акварели Гау называют «портретами интерьеров» - так они точны, почти документальны, но в то же время всегда проникнуты возвышенным, лиричным настроением. Он родился и вырос в Ревеле (ныне Таллин), в творческой семье – его отец был декоратором и, как бы сейчас сказали, ландшафтным дизайнером, брат – успешным портретистом. Сам Эдуард Петрович окончил Академию художеств в Дрездене, в России получил звание свободного художника и академика перспективной акварельной живописи.

Интерьерные акварели Гау.

 

Интерьерные акварели Гау.



По заказу императорской семьи он писал интерьеры дворцов. Наиболее известна серия его акварелей, посвященных убранству Большого Гатчинского дворца. Эти работы имели огромное значение: Большой Гатчинский дворец был полностью сожжён во время отступления немецких войск, поэтому документальные акварели Гау играли важную роль в восстановлении и реставрации этого памятника русского классицизма.

Капитон Алексеевич Зеленцов - романтик и реалист



Мастерская художника П.В.Басина.

 

Мастерская художника П.В.Басина.



В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях (на верхнем этаже).

 

В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях (на верхнем этаже).



Зеленцов не был в полной мере «интерьерным» художником, но, как представитель венециановской школы живописи, вошел в число первых русских реалистов, и достоверно выписанные маслом интерьеры в его творческом багаже занимают значительное место. Он великолепно владел перспективой, колористикой, чувством композиции, создавая убедительные живописные фиксации обстановки жилых комнат и художественных мастерских.

Питер Янссенс Элинга и тайны голландских городов



Интерьер с сидящим.

 

Интерьер с сидящим.



Элинга – представитель «золотого века голландской живописи». Голландские художники того времени уделяли пристальное внимание изображению быта своих современников. В интерьерах простых – и непростых – горожан они умели воспроизвести не только множество интересных деталей, но и сложный духовный символизм.

Перспективный ящик.

 

Перспективный ящик.



Помимо правдивого отображения интерьеров голландских домов, в которых всегда таится намек на неразгаданную тайну, он оставил после себя картины по-настоящему загадочные – «перспективные ящики». В них, словно в камере обскура, можно увидеть комнаты и архитектурные элементы в необычном перспективном искажении.

Василий Семенович Садовников и русские дворцы



Фельдмаршальский зал Зимнего дворца.

 

Фельдмаршальский зал Зимнего дворца.



Белый зал Зимнего дворца.

 

Белый зал Зимнего дворца.



Садовников был художником-самоучкой, крепостным княгини Голицыной – той самой «Пиковой дамы». Прославили его многочисленные гравюры с видами Невского проспекта, которые укладываются в шестнадцатиметровую панораму. По поручениям императоров Николая I и Александра II создал множество работ, посвященных Зимнему дворцу – его видам, парадам и смотрам на площади… и, конечно, его интерьерам. Впрочем, не только интерьеры Зимнего появляются в его гравюрах. Залы и парки загородных дворцов, исполненные фотографически точно, стали важной частью творчества.

 

Эдуар Вюйар: женщины среди орнаментов



Горшок с цветами.

 

Горшок с цветами.



Французский художник Эдуар Вюйар, представитель художественной группы «Наби», посвятил свое творчество двум темам – интерьерам и женщинам. Или скорее одной – женщинам в интерьерах. Собственно, это и был его мир. Его отец рано умер, брат решил сделать военную карьеру и покинул дом в юном возрасте, а Эдуара окружали близкие родственницы – мать, бабушка и старшая сестра. Мать была модисткой, и Вюйар, хоть и не занялся портновским ремеслом, с удовольствием наблюдал за ее работой. Он жил с ней всю жизнь – по-видимому, она стала одной из его постоянных моделей.

В комнате.

 

В комнате.



Впрочем, в пестром, призрачном, нестабильном художественном мире Вюйара нет портретов – женщины, занятые тихими повседневными делами, тонут среди пестрых тканей, подушек, цветов. Он испытал значительное влияние французской живописи сентиментализма, своих коллег-постимпрессионистов и японской гравюры, интерес к которой в то время охватил всю Европу. Художнику были чужды резкие линии и ярке контрасты. Нежные оттенки, широкие мазки – на пике своего творческого поиска Вюйар практически превратил свои интерьеры в абстракции. К «настоящей» портретной живописи он обратился в поздний период своего творчества, когда стал много писать на заказ.

Таинственный Вильям Хаммерсхёй



Гостиная с солнечным светом на полу.

 

Гостиная с солнечным светом на полу.



Самый продаваемый датский художник, Вильям Хаммерсхёй всю жизнь писал одни и те же интерьеры в сумрачных тонах, иногда отвлекаясь на клаустрофобные виды из окна и включая в свои тихие комнаты женские фигуры, безликие и бездейственные. Он проявил способности к живописи очень рано, отношение критиков и современников к его работам было неравномерным – его то превозносили, то отказывались выставлять его работы…

Солнечный свет в мастерской.

 

Солнечный свет в мастерской.



Хаммерсхёй стоял у истоков независимых выставок в Дании, дружил с импрессионистами, глубоко разбирался в живописи, философии, но выбрал собственный путь в искусстве. Хотя художник не был из тех, к кому слава приходит только посмертно, интерес к работам Хаммерсхёя действительно невероятно возрос в конце 2010-х – начале 2020-х годов в связи с тревожными событиями во всем мире. Его замкнутые пространства с неподвижными женскими фигурами одним кажутся отражением черной тоски, другим внушают уверенность и спокойствие, но главное – именно теперь живопись Хаммерсхёя нашла всеобщее понимание.

 

Эдвард Хоппер – интерьер как форма одиночества



Комнаты у моря.

 

Комнаты у моря.



Солнце в пустой комнате.

 

Солнце в пустой комнате.



Эдвард Хоппер – американский художник, чьи работы посвящены городу и его обитателям, одиноким, отчужденным, потерянным. Интерьеры, минималистичные и холодные, залитые резким электрическим светом или тщетно пытающиеся согреться в солнечных лучах, подчеркивают эмоциональное состояние героев. Иногда они совершенно пусты, лишены обстановки, не обжиты - и говорят скорее не об отсутствии жильцов, а о невозможности пустить корни, найти себе место в жизни.



Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080422/53006/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Варвара и Академия магии

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft