Происходила из старообрядческой купеческой семьи. В 1908 году приехала в Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств, но попытка не завершилась успехом. Впрочем, тогда она поступила в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где в то время преподавали Рерих и Билибин. Оба они принимали активное участие в творческом пути одаренной девушки. Билибин вдохновил ее путешествовать – сначала по городам родной страны, а затем и за границу.
Она участвовала в оформлении спектаклей и росписи храмов, регулярно представляла публике свои работы на выставках «Мира искусства», рисовала книжные иллюстрации и придумывала одежду, а с 1918 года работала на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Овдовев, приняла предложение Ивана Билибина – сначала речь шла лишь о путешествии в Египет, а затем художник предложил ей руку и сердце. Некоторое время они жили в Париже, а в 1936 году уже в совершенно другой стране, в Советском Союзе, Александра продолжила работу с фарфором. Ее росписи посвящены русской революции, полны образов простых крестьян – при этом глубоко аллегоричных, деталей сельского быта. Появляются на ее тарелках и чайниках персонажи сказок и былин.
Долгая и непростая жизнь художника Алексея Воробьевского была тесно связана с ЛФЗ – Ленинградским фарфоровым заводом. Он проработал там в общей сложности шестьдесят лет. Родился он в Забайкалье, в Ленинграде учился у знаменитого создателя агитационного фарфора Сергея Чехонина. Работу его на ЛФЗ прервала война. Уйдя в 1941 году в ополчение, Воробьевский почти сразу оказался в плену, был отправлен на Рижский фарфоровый завод, а после попал в советские лагеря и восемь месяцев провел в «Крестах».
Однако, пройдя через это, все же смог вернуться к любимому делу – и продолжал его до самой своей смерти. Воробьевский много путешествовал по стране, собирая предметы народного искусства. Его вдохновляли резные наличники и глиняные игрушки, вышивка и тканые узоры… Все это находило отражение в узнаваемых, ярких, сказочных росписях по фарфору. Когда художника спрашивали о том, как он создает удивительные сюжеты своих работ, он отвечал: «Я вижу это во сне».
Самые узнаваемые росписи дулевского фарфора принадлежат кисти Владимира Яснецова, уроженца Дулево. С юных лет он проявлял способности к рисованию. Путь к мечте усложнила война – в 1943 году был призван в армию, направлен на Дальний Восток, принимал участие в войне с Японией и вернулся на родину лишь спустя семь лет. В пятидесятые были созданы им самые «характерные» работы – цветочные композиции, яркие, контрастные, размашистые, близкие жизнерадостной и свободной народной росписи.
В шестидесятые годы, довольно неохотно – в связи с переходом завода на роспись по белому фарфору, - начал работать тоньше, использовать сложные, приглушенные оттенки. Благодаря ему самый традиционный и массовый рисунок на фарфоре — роза-«агашка» - получил новую волну популярности (и у многих найдется подобная чайная пара). Ветки ивы, цветы сирени, кизил и калина появлялись на белоснежных чайниках и чашках Яснецова. Его дети и внуки также связали жизнь с фарфором.
У тех, кого охватывает ностальгия по советскому быту – или, если быть точными, по своему детству и юности – найдут отклик фарфоровые статуэтки Нины Малышевой. Она также работала в Дулево, однако занималась мелкой пластикой. Технология обжига фарфора тех лет требовала лаконизма и чистоты в работе, и художественный язык Малышевой – минималистичный, точный и при этом удивительно лиричный. И – не лишенный иронии.
Морячки читают книги со своими возлюбленными, дамы весело болтают в парикмахерских, а парочка стиляг в одинаковых костюмах гадают, как различать своих новорожденных близнецов… В ее работах нашли отражение и годы жизни, проведенные в Средней Азии. Быт, танцы, костюм народов республик воссоздан в ее скульптурах точно и бережно.
В числе выдающихся скульпторов советского фарфора наряду с Малышевой называют и Асту Бржезицкую, также художницу Дулевского завода. Наследие Бржезицкой поражает разнообразием. Ее тонкие многофигурные композиции – более пятисот за сорок один год работы – посвящены театру и балету, традициям народов СССР. Появлялись в ее работах и литературные персонажи – например, «Дама с собачкой». А еще задумчивые художницы и крепкие спортсмены, пляшущие русские красавицы и хрупкие аристократы императорских времен, ее современники и люди давно ушедших эпох. Фигурки Бржезицкой завод тиражирует и по сей день.
Татьяна Беспалова-Михалева в юности получала множество предложений сниматься в кино и мечтала стать капитаном дальнего плаванья – уже имея в кармане диплом художника по фарфору. Однако судьбу свою все же связала с ЛФЗ – и не расставалась с любимым делом даже в страшные дни блокады Ленинграда, занимаясь при этом и работой в госпитале, и помощью в интернате... Обладательница множества премий и наград, именно медаль «За оборону Ленинграда» она считала самой главной. И хотя она часто писала цветочные композиции на фарфоре – тонкие, нежные, поэтичные – славу ей принесли сюжеты сказок на чашках и чайниках. Например, многим поклонникам советского фарфора известен ее сервиз «Золотой петушок».
Текст: Софья Егорова.
Рупор будет свободен через:
38 мин. 21 сек.