Зарегистрировано — 123 610Зрителей: 66 673
Авторов: 56 937
On-line — 15 513Зрителей: 3030
Авторов: 12483
Загружено работ — 2 127 509
«Неизвестный Гений»
Новости
Какой была французская мода в «срамные времена»: Особенности раскрепощённого стиля ампир
1789 год положил конец Старому порядку. Великая революция затронула сразу все стороны жизни французов, и, как ни странно, не стала тогда исключением и мода. С прежними представлениями о «правильной» и красивой одежде расправились безжалостно – и появился особенный стиль, немыслимо свободный и раскрепощенный. Это гарантировало ему, увы, недолгую жизнь, зато славу составило на столетия вперед. Какой она была, эта короткая эпоха, свободная от излишних ограничений и ложной стыдливости?
Ампир конца XVIII – начала XIX века
« - Ты прекрасно знаешь, что бабушка Робийяр красилась и…
- Да, мэм, и носила одну-единственную нижнюю юбку, и водой ее мочила, чтоб она к телу липла и все ноги видны были … срамные это были времена, а теперь времена другие, это уж точно…»
Разговор между героиней книги Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», Скарлетт, и ее няней, произошедший в 1860-х, касался как раз бабушки, которая застала вольные времена пост-революционной Франции. Все правда – мода того времени отличалась некоторой легкомысленностью, интересно и то, что спустя пару-тройку десятилетий все вернулось на круги своя, и к середине девятнадцатого века женское облачение вновь оказалось исключительно сложным и многослойным явлением.
Но пока царили другие настроения. Долой тяжелые ткани, громоздкие платья, долой корсеты, в которых трудно есть, дышать и двигаться; хватит носить на голове килограммы накладных волос, украшений и бижутерии! Да, аристократов, тех, кто исповедовал эти модные заповеди, к концу века осталось немного, но и остальные французы, кто не имел возможности раньше приобщиться к культуре рококо, стремились к другим способам самовыражения.
Это было время, когда Европа активно интересовалась своим прошлым – Древний Египет, античные государства, культура и искусства, существовавшие до новой эры – все это занимало умы и проявлялось в гардеробе. Именно на те времена – рубеж XVIII – XIX веков – приходится период рассвета стиля ампир, тогда же начали выходить первые журналы о моде. Вот как встречали новую эпоху французские, а за ними – английские и немецкие модницы.
Что и как носили во времена ампира
В подражание древнегреческим женщинам «подняли» линию талии – платье в ампирном стиле полагалось перехватывать поясом под грудью. Неестественно тонкие талии и корсеты, которые помогали их добиться, ушли в прошлое. Ориентировались на древнегреческие хитоны и пеплосы – такая же свобода движения, те же многочисленные складки. Руки оставляли обнаженными – рукава полагались платью только в случае торжественного вечернего мероприятия.
Девушки и дамы смело обращались с глубиной выреза, оставляя очень открытые декольте, которые, правда, приветствовалось закрывать треугольным платком – фишю, боа или шалью с бахромой – последние стали обязательным пунктом в списке покупок для модницы периода ампир. Шали с 1805 года начали производить во Франции – это была инициатива одной из главных законодательниц модных тенденций эпохи Жозефины Богарне, жены Наполеона Бонапарта. Для ампира было характерно использование большого количества украшений и аксессуаров.
Платья имели вид рубашки или туники, были светлыми, легкими, из тонких, даже прозрачных тканей, которые не столько закрывали женское тело от чужих глаз, сколько, наоборот, привлекали к нему внимание: плотных нижних юбок не носили, при ходьбе тонкие ткани облегали ноги, а молодые девушки еще и укорачивали длину платья, так, чтобы были видны края шелковых панталон, доходящих до щиколоток. Низ платья отделывали пайетками, золотыми и серебряными нитями. Обувь была из белого, розового или голубого атласа, с острыми носами, с лентами, которые перевязывались крест-накрест наподобие античных сандалий.
Это была настоящая модная революция, с неслыханными для европейского общества вольностями в самом подходе к одеванию. Старики ворчали – нынче, мол, достаточно надеть одну лишь батистовую рубашку, чтобы появиться в обществе, и это была правда. Многие из нарядов эпохи ампир и сейчас кажутся чрезмерно откровенными. Но одной лишь одеждой возвращение к античным истокам не ограничивалось.
Что пришло на смену ампирной моде
Трудно представить себе, как может кого-то вдохновить гильотина, но именно это произошло тогда – в повседневную женскую жизнь ворвалась «прическа жертвы», то есть волосы, повязанные так, как это делали аристократки перед казнью. Другими вариантами укладки волос были «а-ля-грек», «а-ля-Аспазия»: высвобождали меньше или больше свободно рассыпающихся локонов. Головные уборы украшали легкими тканями, бусами и перьями. Чтобы добиться модной белизны лица и тела, использовали много пудры.
Ампирная мода во Франции существовала в период Директории, Консульства и Первой империи – примерно с 1795 по 1814 годы. Тенденции менялись – декольте становилось выше, перестали носить шлейф, появились рукава, ткани «утяжелялись» - вместо муслина, батиста, кисеи вновь носили шелк и бархат. Через пятьдесят лет и вовсе забыли о тех вольностях, что предоставила женщинам ампирная мода: корсеты были как никогда узкими, юбки – многослойными и широкими; девизом была не «свобода», а «сложность». Наступила эпоха моды викторианской.
Но отзвуки ампира нет-нет, да возвращались в модную жизнь, происходило это и в XIX веке, и в следующем, двадцатом, и теперь. Возникнув когда-то в результате стремления жить в гармонии с миром, ампир оставил о себе слишком яркое впечатление, чтобы уйти в прошлое вместе с корсетами и кринолинами.