Популяризацию, если не создание, цветочного натюрморта как отдельного жанра приписывают голландской художнице Рашель Рюйш. Ее отец, доктор Рюйш, собрал естественнонаучную коллекцию, в дальнейшем положившую начало Кунсткамере в Санкт-Петербурге (и тепло дружил с Петром I). Выставки экспонатов сопровождались цветочными композициями и прочими украшениями, а Рашель с детских лет помогала отцу, делала зарисовки и, вероятно, участвовала в оформлении экспозиций. А он был только рад и поощрял ее творческие порывы, считая, что женщине в первую очередь важно обрести свой путь в жизни, а женихи – при желании – найдутся.
На протяжении шестидесяти пяти лет Рюйш писала только цветы – изысканные «пылающие» тюльпаны, такие недолговечные и хрупкие, пышные розы, солнечные подсолнухи. Ей подражали, ее копировали, ее подделывали - и все же именно ее имени суждено было остаться в веках.
Мария Сибилла Мериан – немецкая художница и исследовательница, одна из основоположниц ботанической иллюстрации. С детских лет она старательно зарисовывала насекомых и растения – все подряд. К тому же ее семья занималась выращиванием шелкопряда, и девочку завораживали превращения шелковичных червей. На них Мария не остановилась – в собственном дневнике она описывала, как наблюдала в мастерской за работой насекомых в теле мертвого дрозда… В 1679 году, после рождения второй дочери, она издала книгу «Чудесные превращения гусениц» с подробными иллюстрациями.
Отдельно стоит упомянуть, что Мериан была одной из немногих женщин, инициировавших в те годы бракоразводный процесс – вскоре после него она переехала с дочерями в Антверпен, где успешно работала как художница и занималась наукой. В возрасте пятидесяти двух лет она отправилась в Суринам, где изучала и зарисовывала местную флору и фауну. В Антверпен она привезла более семидесяти гравюр и гербарий – и вскоре увидела свет ее книга о природе Суринама. Кроме того, художница изобрела невыгорающие и водостойкие красители. Ими она расписывала скатерти и другой домашний текстиль – птицы, цветы, насекомые, деревья и травы… Рисунки эти удивляли современников Мериан тем, что ничуть не блекли на солнце и не смывались при стирке.
Художница родилась в 1854 году в Лионе и изучала искусство создания натюрмортов у известных французских представителей этого жанра. В 1881 году впервые представила работы широкой публике и в дальнейшем неоднократно участвовала в художественных выставках всемирного масштаба, в том числе и в США. Ее работы сегодня хранятся преимущественно на территории родной страны.
В разговоре о художницах, писавших цветы, невозможно не упомянуть имя американской художницы Джорджии О’Киф.
Она создавала фотографически точные (буквально – не работая с натуры, а используя увеличенные снимки, сделанные ее супругом и творческим партнером Альфредом Стиглицем) изображения цветов, многократно увеличенные и фрагментированные. Так она стремилась отдать должное несокрушимости природы – даже самый хрупкий цветок в действительности проникнут мощью и величием. Возможно, именно поэтому чувственные, почти физиологичные работы Джорджии О’Киф пришлись по душе представительницам феминистского движения – ведь в каждой женщине, какой бы очаровательной она ни была, сокрыта настоящая сила.
«Цветочный» период Джорджии кончился в период развода со Стиглицем – в дальнейшем, перебравшись в Нью-Мексико, она писала пустынные пейзажи, змей и коровьи черепа, обратившись к теме смерти. Однако именно огромные полотна с трепещущими цветочными лепестками сделали ее известной и, что немаловажно, хорошо продаваемой художницей.
Где цветы, там и феи. Сказочная иллюстрация в девятнадцатом веке, как и ботаническая, была специфически «женским» жанром – и хорошим способом для одаренных девушек стать экономически независимыми. После смерти отца Сесиль и ее старшая сестра оказались в непростой ситуации и… открыли частный детский сад. Сесиль же постепенно начала рисовать местную малышню, да так хорошо, что вскоре уже прославилась как создательница очаровательных открыток и иллюстраций.
Их тематика – феи и эльфы среди детально изображенных цветов – не особенно соответствовала взглядам Сесиль, ведь она была ревностной христианкой, а церковь оставалась важной частью ее жизни. Однако именно иллюстрированные книги Баркер, посвященные флоре родной Британии, принесли в мир искусства по-настоящему детскую и при этом образовательную иллюстрацию.
Баслер входит в число наших современниц, отдающих должное цветочному направлению в живописи. С детства цветы ей были ближе, чем люди. Она играла среди цветущих кустарников и клумб в саду своих родителей, повзрослев, именно цветы выбрала для себя для совершенствования творческих навыков. Она начала свой творческий путь в 1980-е, когда на арт-сцене господствовал концептуализм и отчаянные эксперименты. Со своими розами, ирисами и ромашками Клэр выглядела самым настоящим андеграундом на фоне андеграунда – и это оценили не только поклонники реалистичной живописи, но и дизайнеры интерьеров.
Но главный ее шедевр – не отдельные полотна, замок XIII века, чьи стены изнутри расписаны цветочными композициями. Там не было ни света, ни отопления, ни газа, но Клэр с супругом превратили это место в настоящий рай. Теперь туристов там не меньше, чем в знаменитых музеях, а художница с удовольствием проводит для них экскурсии.