Стоит отметить, что чтение и сама книга были до недавнего времени весьма актуальной темой в изобразительном искусстве. Напомним, что в свое время читающих людей любили изображать известные живописцы Перуджини, Хамза, Уэбстер, Коро, Ренуар, Мане, Матисс и многие другие мастера. Но так было не всегда. С момента рождения первых рукописей и до многотиражных изданий книге пришлось многое пережить. Менялась жизнь происходила переоценка ценностей и вместе с этим менялось отношение человека книге. Её, то считали святыней, а то беспощадно сжигали в огне. Но, она всегда возрождалась из пепла и вновь жила.
К большому сожалению, с приходом третьего тысячелетия для книги наступили трудные времена. Она пропала не только из произведений художников, книга исчезла из современных интерьеров, молодёжь практически перестала читать. В современном обществе символами успеха и богатства стали совершенно иные предметы. Однако история, как известно, циклична. И поэтому всё таки остается немалая надежда на ее воскрешение.
Сам же британский художник-иллюстратор Джонатан Уолстенхолм, вдохновившись антикварными книгами и принадлежностями ушедшей эпохи, когда книга считалась святыней и источником знаний, в своих творениях поднял тему книги, которую сделал главным персонажем своих иллюстративных акварелей. Предварительно придав ей очеловеченный образ, он наделил книгу характерными чертами, поведением, определенным родом деятельности.
Стоит также отметить, что Уолстенхолм уделил огромное внимание деталям, причем настолько, что можно прочитать практически каждое слово в нарисованных им книгах. Да и сама идея искусственного «оживления» книги при помощи изображения рук оказалась достаточно интересной и увлекательной для зрителя. К тому же её внешний вид - потёртый, истрёпанный и ветхий также говорит о многом. Она явно уже прожила первую долгую-предолгую жизнь и теперь проживает вторую – новую и, главное, лучшую. Более «живую»...
Ведь ни для кого не секрет, что в наш век цифровых технологий, когда на смену книге пришёл всемогущий интернет, она стала эксплуатироваться не всегда по назначению. На первый взгляд это просто забавная придумка автора и сюжетная игра с немалой долей иронии и юмора, но в общекультурном контексте - это очередное свидетельство того, что книга перестала быть святыней, став обычной невостребованной вещью или основой, к примеру, для техники бук-карвинга. (Для справки: Бук-карвинг - это разновидность современного искусства, так называемая художественная резьба по книге). Для многих это поистине прозвучит чудовищно, но, увы, к сожалению, это суровая правда действительности.
Джонатан Уолстенхолм родился в Лондоне в 1950 году. Образование получил в Кройдонском художественном колледже (1969-72 гг). После окончания успешный иллюстратор фрилансер в течение многих лет, работал в ряде крупных рекламных агентств, издательств и множестве журналов. Используя свой собственный яркий стиль причудливого юмора, сатиры и иронии, Джонатан стал популярным и узнаваемым.
За свою творческую карьеру художник провел три персональных выставки в Лондоне. А в 1997 году выставка работ Джонатана была показана в Нью-Йорке. Несколько раз он выставлялся на выставке Singer and Friedlander, а на конкурсе «Проницательный взгляд» в галереях Mall в 2002 году Джонатан получил главный приз. А еще ежегодно работы мастера выставляются на всевозможных фестивалях, форумах, ярмарках.
Последних два десятилетия Джонатан Уолстенхолм вплотную занимался книжной иллюстрацией. Немецкое издательство Haffmann поручило Джонатану проиллюстрировать «Дневник Сэмюэля Пипса» (2011 г.) и «Алису в стране чудес» (2012 г.). В его планах - приступить к иллюстрированию «Сказок братьев Гримм».
Наверняка те чувства, которые возникли при просмотре акварелей британского художника вызовут у вас не только добрую улыбку, но и ностальгию по живой, пахнущей бумагой и чернилами, книге. Книге с иллюстрациями, красивым переплетом и потертостями на зачитанных страницах. А ведь это именно то, чего старался добиться художник своей серией работ...