16+
Лайт-версия сайта

Новости

Китайский фарфор (Chinese Porcelain 100-1800 гг.)

вп. Китайский фарфор

Китайский фарфор (Chinese Porcelain 100-1800 гг.)

ЧТО ТАКОЕ ФАРФОР?

В керамическом искусстве термин «фарфор» (производный от итальянского слова «porcellana», означающего тип полупрозрачной оболочки) описывает любую керамическую посуду, которая является белой и полупрозрачной, независимо от того, какие ингредиенты она содержит или для чего она сделана. Однако он обжигается при более высокой температуре, чем обычная фаянсовая посуда. В китайской керамике корпус из фарфоровой глины обычно нагревается в печи до температуры от 1200 до 1400 градусов по Цельсию. Эти температуры вызывают образование стекла и других химических соединений, что, в свою очередь, придает фарфору его прочность и прозрачность.

ИЗ КАКИХ ИНГРЕДИЕНТОВ СОСТОИТ КИТАЙСКИЙ ФАРФОР?

Китайский фарфор — один из лучших образцов традиционного китайского искусства — обычно изготавливается из глинистого минерала каолинита в сочетании с керамическим камнем, известным как петунец, полевой шпат и кварц. Другие ингредиенты могут включать шариковую глину, костяную золу, стекло, стеатит и алебастр. Глины, используемые в производстве фарфора, обычно обладают меньшей пластичностью и короче, чем другие гончарные глины. В Китае состав и характеристики северного фарфора заметно отличаются от того, что производится на юге страны.

ГЛАЗУРОВАН ЛИ КИТАЙСКИЙ ФАРФОР?

Да, но в отличие от других керамических изделий низкого обжига, фарфоровые изделия не требуют остекления, чтобы сделать их непроницаемыми. Таким образом, глазурь наносится исключительно в декоративных целях или для предотвращения окрашивания. Так получилось, что несколько различных типов глазури, в том числе богатая железом глазурь, используемая на керамике из селадона Лунцюань, были разработаны специально для их декоративного воздействия на фарфор.

КАК УКРАШАЕТСЯ КИТАЙСКИЙ ФАРФОР?

Фарфор обычно украшают под глазурью цветными пигментами, такими как кобальт и медь, или окрашивают поверх глазури цветными эмалями. Сегодня китайский фарфор может быть обжигаем при температуре около 1000 градусов по Цельсию, окрашен глазурью, а затем возвращен в печь для повторного обжига при температуре около 1300 градусов по Цельсию.

КОГДА ВПЕРВЫЕ БЫЛ ИЗГОТОВЛЕН КИТАЙСКИЙ ФАРФОР?

Из-за путаницы в том, что именно представляет собой фарфор, археологи и искусствоведы расходятся во мнениях относительно того, когда был произведен первый китайский сорт. Некоторые утверждают, что первый настоящий фарфор был изготовлен в провинции Чжэцзян в период позднего искусства династии Хань (100-200 гг. н.э.). Например, фрагменты, обнаруженные в печах Восточной Хань, показали, что температура обжига колеблется от 1260 до 1300 градусов по Цельсию, что полностью соответствует производству фарфора. Это означает, что китайские керамисты изобрели фарфор примерно на 1700 лет раньше своих коллег в Европе! Между тем, другие эксперты говорят, что он впервые появился как одно из искусств Шести династий (220-618 гг. н.э.) или в эпоху искусства династии Тан (618-906 гг.).

ПОЧЕМУ КИТАЙСКИЙ ФАРФОР ТАК ЗНАМЕНИТ?

Две причины: во-первых, китайцы изобрели фарфор — вот почему его часто называют «фарфором» или «тонким фарфором» в англоязычных странах; во-вторых, качество китайского фарфора всегда превосходило европейские изделия. Например, арабский купец, посетивший Китай в 851 году во времена династии Тан, заявил, что видел «вазы, прозрачные, как стекло», сделанные из тонкой глины.

Китайский фарфор (c.100-1800)Китайский фарфор (c.100-1800)

Несмотря на ранний рост торговых путей на запад в Центральную Азию, только во времена династии Тан (618-906) Китай начал регулярно экспортировать свой фарфор. Первым крупным заказчиком была Аравия и исламский мир. Керамистам династии Тан удалось объединить качества южнокитайского селадона и северного белого фарфора с высококачественной почвой региона недалеко от города Цзиндэчжэнь в северо-восточной провинции Цзянси, чтобы получить тип бело-зеленого фарфора, известный как искусственный нефрит. Высоко ценившийся как в Китае, так и в других странах, он позже в больших количествах экспортировался в Аравию и Европу.

Фактически, самым ранним известным предметом китайского фарфора, прибывшим в Европу, была ваза Фонтхилл (1300-40), которая была экспортирована в 1338 году в период искусства династии Юань (1271-1368). Ваза Фонтхилл, изготовленная в Цзиндэчжэне в подарок венгерскому королю Людовику Великому и названная в честь аббатства Фонтхилл Уильяма Бекфорда, представляет собой голубовато-белую вазу Цинбай, вероятно, изготовленную около 1320-38 годов.

К эпохе искусства династии Мин (1368-1644) фарфоровые изделия регулярно экспортировались в Европу, в том числе некоторые из самых знаменитых китайских стилей, такие как престижная бело-голубая посуда династии Мин (известная как фарфор краак).

Странно, но, несмотря на огромное внимание, уделяемое этому китайскому импорту, и высокую ценность, придаваемую им, все попытки воспроизвести их потерпели неудачу, несмотря на некоторые похвальные усилия, такие как фаянс (оловянная глазурованная фаянсовая посуда), а также итальянский «фарфор» из мягкой пасты, изготовленный семьей Медичи во Флоренции, в эпоху позднего Ренессанса.

КОГДА ЕВРОПА НАКОНЕЦ ПРЕУСПЕЛА В ПРОИЗВОДСТВЕ ФАРФОРА?

Только в 18 веке. Прогресс произошел в начале 16 века, когда португальские торговцы привезли из Китая образцы каолиновой глины, которая, как они правильно поняли, является важным ингредиентом в производстве фарфора. Увы, несмотря на бесчисленные эксперименты с каолином, успех оставался недостижимым. Затем, в 1708 году, немецкому мейсенскому ученому Эренфриду Вальтеру фон Чирнхаусу (1651-1708) удалось создать твердый, белый, полупрозрачный тип фарфора — прорыв, ранее приписывавшийся Иоганну Фридриху Боттгеру (1682-1719). Вскоре после этого секретные китайские методы производства фарфора были обнародованы и опубликованы по всей Европе французским отцом-иезуитом Франсуа Ксавье д’Антреколем (1664-1741), который узнал о них в Китае во время правления императора Канси (1661-1722), одной из ключевых фигур в искусстве династии Цин (1644-1911).).

Примечание: Одной из мод, которая распространилась в Европе примерно в то же время, когда европейский керамист впервые начал производить китайский фарфор, был псевдокитайский стиль декора, известный как шинуазри (17-18 век).

ШиинуазриПсевдокитайский фарфор Шиинуазри

КОГДА АМЕРИКА НАЧАЛА ИМПОРТИРОВАТЬ КИТАЙСКИЙ ФАРФОР?

В течение 19-го века. Поскольку в XVIII веке по всей Европе появились фарфоровые фабрики, спрос на китайский фарфор быстро снизился, что вынудило китайских экспортеров воспользоваться преимуществами развивающегося американского рынка. Китайский фарфор, экспортируемый в Америку, был украшен различными американскими темами и мотивами, включая американского орла и Джорджа Вашингтона. К концу девятнадцатого века китайский фарфор, особенно сине-белая разновидность, превратился почти в вид искусства, и в последние десятилетия века изделия пользовались большим спросом у американских ценителей и коллекционеров произведений искусства.

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КИТАЙСКОГО ФАРФОРА?

К наиболее известным китайским фарфоровым изделиям относятся следующие:

Санкай

Санкай — это разновидность фарфора со свинцовой глазурью, в отделке которого используются три смешанных цвета. Он был разработан на севере Китая (Хэнань) во времена династии Тан с использованием белого и бурого обжига каолинов и огнеупорных глин.

Цзяньские чайные изделия

Они были изготовлены в печах в Цзяньяне, провинция Фуцзянь, из местных богатых железом глин и обжигались при температуре около 1300 градусов по Цельсию. Этот фарфор достиг пика своей славы в эпоху искусства династии Сун (960-1279). Они высоко ценились в Японии, где были известны как изделия тенмоку.

Династия Сун (960—1279 гг. н. э.)Династия Сун (960—1279 гг. н. э.)

Звенящая посуда

Керамика Дин была изготовлена в Динсиане, провинция Хэбэй, к юго-западу от Пекина. Это был лучший фарфор, произведенный в северном Китае в начале эпохи Сун, и он стал первым сортом, официально принятым императором. Паста Дин белого цвета, обычно покрытая прозрачной глазурью, хотя более редкий фарфор Дин был покрыт черной или коричневой глазурью. В целом, посуда Ding больше полагалась на элегантность своей формы, чем на смелость декора.

Ру Посуда

Как и посуда Дин, фарфор Ру — самый редкий из всех основных китайских керамических изделий — производился в Северном Китае исключительно для императорского двора. Печи Ру были расположены недалеко от Кайфэна, столицы Северной Сун. Он выпускался всего около сорока лет, с 1086 по 1127 год, когда Песни бежали в Ханчжоу на юге страны. Затем изделия из Гуань производились на юге в качестве замены изделий из Ру. Как и лунцюаньские селадоны, посуда Ру содержит небольшое количество оксида железа в своей глазури, которая при обжиге становится зеленоватой. Керамика Ру в основном не украшена и великолепно занижена.

Цзюньская посуда

Цзюньская посуда была третьим основным стилем фарфора, производимого для Северных Сун. Характеризующаяся более прочным корпусом, чем посуда Дин или Ру, керамика Цзюнь обычно покрыта густой бирюзовой и фиолетовой глазурью. Производство фарфора Сун было сосредоточено в Ючжоу, провинция Хэнань.

Товары Цинбай

Также известный как «инцин», фарфор Цинбай (Цинбай означает «чистый сине-белый») производился в Цзиндэчжэне и в различных других местах на юге Китая, начиная с эпохи династии Северная Сун (960-1127), пока его не вытеснили голубые и белые подглазурные украшения в начале 14 века. столетие. Глазурь цинбай прозрачна, но содержит железо. Таким образом, при нанесении на белый фарфоровый корпус получается зеленовато-голубой цвет, который и дал глазури ее название.

Бело-голубой фарфор

Как и более ранние изделия Цинбай, голубой и белый фарфор покрыты прозрачной жидкостью. Перед этим синие украшения наносятся на фарфор с использованием мелкоизмельченного кобальта, смешанного с водой. После нанесения декора изделия покрываются глазурью и обжигаются. Считается, что впервые изготовленные во времена династии Тан, существуют только три полных изделия из сине-белого фарфора эпохи Тан, хотя сине-белые фрагменты, возможно, из печи в провинции Хэнань, датируемые 8 веком, были раскопаны в Янчжоу, провинция Цзянсу. С начала 14 века бело-голубой фарфор был основным продуктом, производимым в Цзиндэчжэне, достигнув своего пика в поздний период Канси.

Фарфор Blanc de Chine

Blanc de Chine — это разновидность белого фарфора, производимого в Дэхуа в провинции Фуцзянь. Впервые изготовленная во времена династии Мин (1368-1644), она продолжается и по сей день. Большое количество Блан-де-Шина было экспортировано в Европу в начале 18 века, где его копировали на знаменитых мейсенских заводах близ Дрездена под руководством фон Чирнхауса и Боттгера.

ПОЧЕМУ ФАРФОР ДИНАСТИИ МИН ТАК ЗНАМЕНИТ?

Потому что династия Мин была свидетелем некоторых из самых важных производственных инноваций. Они традиционно делятся на следующие периоды: Юнлэ (1402-24), Сюаньдэ (1425-35), Чэнхуа (1464-87), Чжэндэ (1505-21), Цзяцзин (1521-67) и период Ваньли (1572-1620).

Династия Сун (960—1279 гг. н. э.)Династия Сун (960—1279 гг. н. э.)

• При императорах династии Мин производство, отделка, остекление и роспись фарфора постоянно совершенствовались. (См. также: Китайская живопись.) Были исследованы новые конструкции и формы для глиняных тел, некоторые из которых основаны на мотивах и пластических формах, принадлежащих исламскому искусству, в частности исламским изделиям из металла. Кроме того, сине-белая посуда и перегородчатая эмалевая посуда были разработаны отчасти благодаря тесным контактам между Китаем и Аравией, в то время как другие разработки были заимствованы из искусства Древней Персии.

* Например, во время правления императора Сюаньдэ (1425-35) были введены технические усовершенствования в использовании кобальта для подглазурного синего декора. До этого момента кобальт был ярко-синим, но с неприятной тенденцией кровоточить при обжиге в печи. Поэтому китайские художники добавили марганец, который сделал цвет слегка приглушенным, но дал гораздо более четкие линии — одна из причин, по которой фарфор Сюаньде сейчас входит в число лучших керамических изделий эпохи Мин, когда-либо произведенных.

• Во время правления императора Чэнхуа (1464-87) аналогичные успехи были достигнуты в эмалировании. Фактически, к периоду Ваньли цены на фарфор эпохи Чэнхуа и Сюаньдэ были на одном уровне с антикварным фарфором эпохи Сун.

фарфор династии Мин 2Фарфор династии Мин

• Именно во время производства фарфора в 16 веке каолин начали смешивать с гончарным камнем примерно в равных пропорциях. Каолин придавал большую прочность при добавлении в пасту; он также усиливал белизну тела — черта, которая стала особенно цениться по мере роста популярности сине-белых изделий.

• Кроме того, как мы уже видели, фарфор эпохи Мин экспортировался по всему миру в беспрецедентных масштабах. К правлению императора Ваньли (1572-1620) некоторые императорские печи, особенно в Цзиндэчжэне, стали специализированным центром производства для крупномасштабного экспорта фарфора в Европу. Это сделало посуду Минг знаменитой во всем мире — статус, который она сохраняет и по сей день.




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"Пламя-шторм", прошу вашей поддержки!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft