Зарегистрировано — 123 421Зрителей: 66 508
Авторов: 56 913
On-line — 23 074Зрителей: 4582
Авторов: 18492
Загружено работ — 2 122 931
«Неизвестный Гений»
Новости
Сколько дают за картины «самого русского художника» на мировых аукционах: Борис Кустодиев
Кустодиевская живопись - неповторима, её узнаёшь с первого взгляда. Яркая, красочная, жизнерадостная... Она вовлекает зрителя в водоворот праздника и жизни, бьющей через край. Кажется, что и сам автор должен был быть крепким здоровяком и невероятным жизнелюбом. Но, увы, весь этот праздник жизни Борис Кустодиев писал, будучи прикованным к инвалидному креслу и испытывая бесконечные адские боли.
Борис Кустодиев(1878-1927) - талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор, оставивший после себя весьма внушительное творческое наследие. Оно включает портреты известных людей своего времени, жанровые портреты, книжные иллюстрации, эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам. На заре советской эпохи Кустодиев создал серию панно на революционную тематику и даже иллюстрировал книги о Ленине. Но с наибольшей силой его дарование проявилось в лирических картинах на тему народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу, красоту и широту русской души.
Он был удивительным человеком, добрым и жизнерадостным. «Богатырь русской живописи» - так с гордостью называл своего ученика Илья Репин. «Самый русский художник» - так, спустя годы назовут его потомки. Но лишь больше узнав о горемычной судьбе художника, начинаешь понимать, настолько может быть велика сила духа человеческого. Ибо то, что пришлось пережить живописцу может быть расценено не иначе, как борьба за каждый день существования на земле.
Печальная судьба гения
В 31 год «за известность на художественном поприще» Кустодиев был признан академиком живописи. Именно в это время проявятся первые признаки страшной болезни, пустившей всю его жизнь под откос. Неверно поставленный диагноз, неправильное лечение и несколько операций окончательно подорвали здоровье художника. И в итоге за несколько лет опухоль позвоночника превратит буквально цветущего молодого человека в инвалида.
Но, невзирая ни на что, именно в это время Кустодиев начнет создавать самые яркие свои работы, наполненные динамикой, бесконечным жизнелюбием и вихрем эмоций. На многих из них будет присутствовать неудержимая тройка, как символ стремительного движения. Движения, которого был лишен сам художник.
Нужно так же отметить, что отношение к творчеству Бориса Михайловича при его жизни, как это часто бывает, было весьма неоднозначным. С одной стороны его хвалили, говоря, что после кустодиевских выставок "нестерпимо хочется огненной водки, горячих блинов с икрой и общения с жаркими пышными блондинками"... С другой - подвергали жесткой критике. К примеру, коллеги-футуристы, ругали Кустодиева за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», связывающую его с Ильёй Репиным. Некоторые критики не упускали случая поставить на каждую работу мастера клеймо - устаревший «лубок», а декаденты называли его творчество «безнадежно ортографическим».
А вот Александр Бенуа в те годы так оценивал работы "самого русского" живописца: «Счастливый, щедрый, праздничный талант! Настоящий Кустодиев - это русский посад и русское село с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».
Сам же художник так говорил о своем творчестве: «Любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» - это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». И ничто не смогло сломить его. До последних дней он продолжал воспевать то, во что свято верил и, что было дорого его сердцу — самобытность, красоту и щедрость русской земли.
С годами Кустодиеву становилось все хуже и хуже, а к 38-ми годам он и вовсе оказался прикованным к постели - развился необратимый паралич нижней части тела. Врачам во время операции, чтобы удалить опухоль пришлось перерезать нервные окончания нижних конечностей, чтобы спасти руки. Как же художнику без рук?... Но и после этого удара судьбы Кустодиев постепенно вновь вернулся к любимой работе.
Следует отметить, что последние 10 лет жизни он работал лишь по памяти, да по воображению. Картина «Ярмарка», после которой последовали «Купчихи в Кинешме», «Жатва», «Красавица», «Купчиха за чаем», «Русская Венера» и многие другие яркие работы были написаны мастером, заключенным не только в четырех стенах маленькой мастерской его питерской квартиры, но и в его собственном недвижимом теле. Никаких внешних впечатлений, все — по памяти; никаких жизненных радостей - только адская боль и постоянный труд.
Он мужественно переносил сильнейшие боли, которые не оставляли его ни на минуту. И чем тяжелее было художнику, тем краски на его картинах светились все ярче, и изображенные на них пышные русские красавицы выглядели все соблазнительнее. За год до кончины Кустодиев завеpшил самую знаменитую свою картину «Русская Венеpа», глядя на которую, сложно поверить в то, что это пpекpасное обнаженное тело молодой женщины, кpепкое, здоpовое, излучающее аpомат свежести, с водопадом золотистых волос и глазами в цвет васильков, написано художником, которому каждое движение давалось с большим трудом и, который едва мог удерживать кисть в правой руке. Ему то и дело приходилось перекладывать её в левую.
Умер Борис Кустодиев в начале мая в 1927 году от воспаления легких в холодной и темной петроградской квартире, работая над эскизом триптиха «Радость труда и отдыха». Измученный долгой болезнью организм не справился с очередным недугом. Ему было всего - 49.
Невероятно, а ведь напоследок злая доля еще раз посмеялась над художником - за десять дней до кончины в его дом пришло извещение, что советское правительство, наконец-то, разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги. А ведь этого художник ждал почти десять лет...
Кустодиевские картины сегодня
На сегодняшний день творчество русского живописца представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других ведущих галереях стран бывшего союза. Большое количество картин художника осело и в частных коллекциях. Поэтому в последнее десятилетие нередко работы "самого русского художника" стали появляться и на мировых арт-торгах. Его работы высоко оцениваются как объекты для инвестиций, поэтому нынешние коллекционеры без особых раздумий выкладывают за них миллионы долларов.
Так, в 2009 году на торгах Sotheby`s появилась картина «Деревенская ярмарка», являющаяся уменьшенной копией полотна, находящегося в Русском музее. Любопытный факт - в 1995 году на аукционе Sotheby`s холст предлагали всего за 41 тысячу фунтов стерлингов, в то время как в 2009 году в этом же торговом доме его выставили с эстимейтом 1-1,5 миллиона фунтов. А по итогам торгов картину продали за 2,8 млн фунтов стерлингов (4,5 млн долларов), установив на то время рекорд для работ Кустодиева.
Стоит отметить, что еще при жизни о Борисе Михайловиче, как о художнике, за границей не просто знали - его почти боготворили. Зарубежная публика с невероятным восторгом встречала его полотна на выставках. Именно по этой причине картина "Извозчик", написанная в 1923 году, была встречена на ноябрьских торгах 2012 года с большим энтузиазмом. В жаркой борьбе полотно ушло с молотка за 4,4 млн фунтов ($7,1 млн) за несколько минут.
А предыстория такого успеха началась за 90 лет до этого события. Полотно было написано Кустодиевым специально для выставки в Нью-Йорке, проводимой в 1924 году и ставшей эпохальным событием в истории русского искусства. Около 1000 работ более 100 русских художников было перевезено через океан, чтобы американцы воочию увидели, что Россия не лыком шита. Среди этих работ и был «Извозчик» Кустодиева. Выбранный основным экспонатом выставки русского искусства, он пестрел на всех рекламных афишах, его печатали в прессе и на страницах журналов, им начинался выставочный каталог русского искусства.
Попутешествовав по Америке два года, это полотно, как и многие другие непроданные, вернулось в Россию. В 1936 году картину у вдовы художника приобрел будущий нобелевский лауреат Петр Капица. За все время по возвращении из-за границы «Извозчик» выставлялся в Русском Музее (1928) и Петербургской Академии Художеств (1960). В семейной коллекции известного советского физика полотно хранилось вплоть до торгов Christie’s 2012 года.
Согласитесь, полный очарования колорит ушедшей старой жизни невероятно заряжает энергией, молодецким задором и весельем. Хотя кому-то, наверняка, кустодиевская Россия может показаться нереальной, надуманной и бесконечно наивной... Но, это всё от неумения видеть прекрасное и искренне радоваться жизни.
Во всех бедах и горестях художника с ним всегда была рядом его "дорогая Юлик" - Юлия Прошинская. Она была ему не просто женой, а неотъемлемой частичкой его самого.
Комментарии:
Нет комментариевО лете на природе и о жизни кошек
Присоединяйтесь