КИТАЙСКАЯ КЕРАМИКА КАМЕННОГО ВЕКА (ОКОЛО 18 000-2000 ГГ. ДО Н.Э.)
Древняя керамика в Китае восходит к культуре палеолита. В 2012 году ученые объявили, что фрагменты керамики из пещеры Сяньрендун (провинция Цзянси) были датированы, по результатам углеродного анализа, 18 000 годом до н.э., что делает их самыми древними известными горшками в мире.
Следующим древнейшим произведением керамики из Китая (датируемым 16 000 годом до н.э.) является тайник с керамикой из пещеры Ючанян из провинции Хунань. Между тем, в Японии глиняные горшки появились с керамики Дземон (14 500 г. до н.э.). Большая часть этой ранней керамической посуды была изготовлена вручную путем намотки, а затем обжигалась на кострах. Украшение было достигнуто с помощью штамповки и других простых методов. Мотивы, как правило, носили абстрактный или геометрический характер. Однако, основываясь на археологических раскопках по всему южному Китаю, представляется, что китайские гончары вскоре начали производить целый ряд изящных, полированных и цветных сосудов для более церемониальных целей. Они возникли в ряде неолитических культур, которые выросли вдоль долин рек Хуанхэ и Янцзы.
Черный керамический котел для приготовления пищи из культуры Хемуду (ок. 5000 – ок. 3000 до н. э.)К 3000 году до нашей эры эта керамика каменного века являла собой образец мастерства и элегантности, которые были совершенно исключительными для того времени. Тесно связанная с социальным статусом, о чем свидетельствует наличие изящной керамики, резьбы по нефриту и других драгоценных предметов в курганах состоятельных людей, эта керамическая форма китайского искусства получила дальнейшее развитие благодаря раннему развитию бронзы и китайской техники лакирования.
КИТАЙСКАЯ КЕРАМИКА БРОНЗОВОГО ВЕКА (ОКОЛО 1700-221 ГГ. ДО Н.Э.)
Научные, политические и социальные события бронзового века во времена культуры династии Ся (2100-1600 гг.), а также династий Шан (ок.1600-1050 гг. до н.э.) и Чжоу (1050-221 гг. до н.э.) привели к ряду изменений в производстве керамики. Керамисты экспериментировали с техникой глазурования при сильном обжиге, создавая горшки с коричневатым внешним видом, которые предвосхитили посуду Юэ, более поздний класс зеленой посуды, известный как селадон.
Селадоновая чашаКроме того, по мере роста благосостояния и объединения семейных групп в новые города и княжества возник новый рынок для замены сосудов и других предметов, отлитых из бронзы, изготовленными из более дешевой глины, особенно для домашнего или погребального использования. Это расширение керамической промышленности привело к появлению более упорядоченного процесса массового производства, включающего более четкое разделение труда и способствующего более широкому использованию лакированных изделий, пресс-форм, штампов и более сложных методов декорирования.
КИТАЙСКАЯ КЕРАМИКА ЭПОХИ ДИНАСТИИ ЦИНЬ (221-206 ГГ. ДО Н.Э.)
Керамической изюминкой искусства династии Цинь была Терракотовая армия, огромная коллекция из 8000 воинов, 130 колесниц и 150 лошадей, а также многочисленные чиновники, акробаты, силачи и музыканты. Считается, что на изготовление этого экстравагантного, но потрясающе реалистичного набора глиняных фигурок, большинство из которых еще предстоит раскопать, ушло 700 000 рабочих в течение 38 лет. Он был заказан императором Цинь Цинь Шихуан Лином для его мавзолея в провинции Шэньси и, несомненно, представляет собой лучшую коллекцию терракотовых скульптур в истории искусства. К сожалению, за прошедшие годы между их захоронением в 208 году до н.э. и их обнаружением в 1974 году н.э. скульптуры потеряли почти всю свою декоративную краску.
Терракотовая армияПримечание: Династия Цинь совпала с последним периодом классической античности в Средиземноморье.
КИТАЙСКАЯ КЕРАМИКА ЭПОХИ ДИНАСТИИ ХАНЬ (206 Г. ДО Н.Э. — 220 Г. Н.Э.)
Эпоха Хань, первая из четырех самых важных династий Китая, была свидетелем многочисленных культурных событий, а также создания Великого Шелкового пути — главного сухопутного торгового пути с Ближним Востоком и Европой. Ханьское гончарное производство находилось под сильным влиянием трех факторов. Во-первых, продолжающийся рост спроса на все виды керамических сосудов, а также на украшения, статуэтки, архитектурные модели, сельскохозяйственных животных и лошадей, что, в свою очередь, стимулировало появление по всей стране конвейерной промышленности, способной производить большое количество массового производства глиняной посуды в форме формы. Во-вторых, открытие тонких глин, содержащих каолинит, из которых была изготовлена ранняя форма настоящего фарфора, первоначально в провинции Чжэцзян. В-третьих, изобретение свинцовой глазури, в которой глиняные заготовки окрашивались медью для получения зеленой глазури или железом для получения желтой или коричневой.
Мягкая разновидность фаянса со свинцовой глазурью производилась в центральном Китае, в то время как керамическая версия с высоким обжигом была излюбленным продуктом в южном Китае. Другие разработки в эпоху искусства династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) включали новые формы лакированной посуды и полированной черной керамики, как глазурованной, так и неглазурованной.
КИТАЙСКАЯ КЕРАМИКА ПЕРИОДА ШЕСТИ ДИНАСТИЙ (220-589)
За династией Хань последовали более 350 лет войн и политической разобщенности — эпоха, обычно называемая Шестью династиями, — в течение которой популярность буддизма и даосизма возросла за счет конфуцианства. Несмотря на это, искусство периода Шести династий продолжало развиваться в области китайской живописи, каллиграфии, гравюры (благодаря изобретению ксилографии) и скульптуры. В области керамики период Шести династий известен главным образом достижениями в производстве «посуды Юэ» — класса фарфоровой керамики высокого обжига, отмеченной целым рядом цветных глазурей, варьирующихся от оттенков зеленого (известных как изделия из селадона) до оттенков желтого и синего. Гончары создавали изделия из Юэ, используя оксид железа в качестве красителя для глазури и обжигая глину в восстановительной атмосфере при температуре более 1200 градусов по Цельсию. Контроль цвета был достигнут путем изменения состава глазури и условий обжига.
Чайник. Посуда ЮэКИТАЙСКАЯ КЕРАМИКА ВРЕМЕН ДИНАСТИЙ СУЙ И ТАН (589-906)
За короткой эпохой искусства династии Суй (589-618) последовала вторая великая династия Китая — Танг. Искусство династии Тан (618-906) было отмечено рядом нововведений. Во-первых, популярный ассортимент эксгумированных разноцветных глиняных статуэток низкого обжига (например, верблюдов и лошадей) для использования в качестве погребальных предметов в гробницах. Во-вторых, изобретение набора очень необычных трехцветных (зеленый, желтый/янтарный, кремовый) или кобальтово-синих свинцовых глазури San-t’sai. В-третьих, новая линейка глазурованной известью керамики Yueh celadon. Наконец, улучшенная разновидность полупрозрачного фарфора высокого обжига, изготовленного в северных провинциях Хэбэй и Хэнань.
Последние три нововведения оказали значительное влияние на последующие поколения китайских керамистов и — когда новости в конце концов просочились — на керамические стили по всей Европе. Фарфор Тан, изготовленный из комбинации каолина и петунца (полевого шпата) и характеризующийся полупрозрачным корпусом из белой глины, обжигаемым при температуре 1250-1450 градусов по Цельсию, был самой тонкой и в то же время самой твердой керамикой, когда-либо разработанной. Его чистый белый фон дал художникам-керамистам идеальную основу для раскрашивания, а его пластичность сделала его идеальным для тонкой скульптуры и декоративных работ. Только в начале 1700-х годов, примерно восемь столетий спустя, на Западе был произведен сопоставимый фарфор.
КИТАЙСКАЯ КЕРАМИКА ВРЕМЕН ДИНАСТИИ СУН (960-1279)
Рассматриваемая как золотой век китайского керамического искусства, великая эпоха искусства династии Сун стала свидетелем того, как страна разделилась на две половины: северную половину, которая наслаждалась относительно высокой степенью спокойствия, и Южную зону, охваченную вторжениями и потрясениями. Несмотря на это, большинство искусствоведов сходятся во мнении, что керамика достигла своего апогея в период Сун. Более утонченная, чем ее предшественники или преемники, керамика Song отличалась плавной монохромной глазурью и глубиной цвета, которая побуждает зрителя прикасаться и созерцать. С точки зрения их технического мастерства, инноваций и эстетической чувствительности к глазури и форме, гончары Song стоят выше всех остальных по качеству своего керамического искусства. Руководство по эстетическим принципам, лежащим в основе традиционного искусства и ремесел в Китае, см. в разделе: Традиционное китайское искусство: характеристики.
ПОСУДА DING (ОКОЛО 1000-1400)
Самый известный и изысканный белый керамогранит династии Сун, изготовленный в печах Дин провинции Хэпэй, к юго-западу от Пекина. Посуда Ding отличалась отпечатанными и вырезанными цветочными узорами на обожженной глине серого цвета, покрытой пластинами цвета слоновой кости и прозрачной глазурью. Некоторые сосуды были украшены узорами ручной резьбы, а также замысловатыми штампованными мотивами.
ЦИНБАЙСКАЯ ПОСУДА (ОК.960-1350)
Цинбай (что означает сине-белый), также называемый «инцин» (темно-синий), был разновидностью раннего фарфора, изготовленного из тонкой белой пасты, покрытой тонкой блестящей голубовато-белой глазурью. Фарфор Цинбай, произведенный в Цзиндэчжэне в провинции Цзянси, привел к более позднему появлению сине-белой идиомы в Цзиндэчжэне. Голубоватый оттенок был создан уменьшающим эффектом топлива (сосновой древесины), используемого для обжига глины. Несмотря на относительно высокую цену, изделия из Цинбая пользовались большим спросом у среднего класса по всему Китаю.
КЕРАМИКА С ЧЕРНОЙ ГЛАЗУРЬЮ (ОК.960-1250)
На долю керамики династии Сун приходилось до 20 процентов всей керамики, изделия с черной глазурью (иногда с коричнево-черной глазурью) представляли собой ряд функциональных предметов, популярных среди низших слоев среднего класса. Производственные центры включали провинцию Фуцзянь, чьи печи производили роскошную черную посуду с использованием богатой железом глазури, из которой они получали свои знаменитые сорта «заячьего меха», «перьев куропатки» и «масляных пятен», а также мастерские в Цзянси, которые использовали трафареты, листья и другие сложные узоры в своих изделиях. глазурь для изготовления их керамических чайных чашек.
Керамика с черной глазурью (ок.960-1250)Керамика с черной глазурью стала исключительно популярной среди всех слоев общества, поскольку фудзианское чаепитие распространилось по всему китайскому обществу.
СЕВЕРНАЯ КЕРАМИКА ИЗ СЕЛАДОНА (ОК.960-1450)
Изделия из северного селадона обозначают очень популярную форму керамики высокого обжига, изготовленную в печах и мастерских в провинции Шаньси. Он представлял собой тип тонкой посуды серого цвета, украшенной гравировкой или ручной резьбой (с изображением цветов, волн, рыб, драконов, облаков) и покрытой полупрозрачной оливково-зеленой глазурью, которая была создана из смеси железа и оксида титана.
ЛУНЦЮАНЬ СЕЛАДОН (ОК.960-1279)
По общему мнению, самая изысканная фарфоровая посуда из селадона династии Сун, Longquan greenware, была изготовлена в южной провинции Чжэцзян. Первоначально сине-зеленая глазурь на тонком, износостойком фарфоровом корпусе, позже гончары разработали серию известково-щелочных и нефритовых глазури, которые почитались и имитировались более поздними керамистами во времена династии Цин в 18 веке.
«Голубовато-зеленый» селадон с нанесенным рисунком пиона, Южная династия Сун, 13 век нашей эрыКЕРАМИКА JUN WARE (ОК.1050-1450)
Этот темный керамогранит, отличающийся богатой опалесцирующей глазурью в различных цветах, таких как лавандово-голубой, светло-зеленый и синий с фиолетовыми вкраплениями, был произведен в провинции Хонан. Лучшими образцами керамики Jun являются светло-серые сосуды, украшенные светло-голубой глазурью. В более поздних сортах гончары добавляли вкрапления более темного цвета (например, малиновый или фиолетовый), смешивая богатые медью материалы с глазурью.
КЕРАМИКА ЦЗУ-ЧЖОУ (960-1600)
Керамическая посуда Цзу-чжоу представляет собой тип прочной функциональной керамики, изготовленной в провинциях Хонань, Шаньси и Шаньдун на Севере Китая во времена династий Сун и Мин (960-1644). Его фирменной особенностью является кремово-белая накладка, которая подчеркивает желтовато-серый тон глиняного корпуса, обычно украшенного черно-белыми цветочными узорами. Белый шликер побудил керамистов экспериментировать с широким спектром декоративных техник, в том числе: надрез, техника огранки глазури, черный шликер сграффиато поверх белого шликера, зеленая свинцовая подглазурь и ранняя форма надглазурной эмали.
КИТАЙСКАЯ КЕРАМИКА ЭПОХИ ДИНАСТИИ ЮАНЬ (1280-1365)
В эпоху искусства династии Юань при монголах, возглавляемых Хубилай-ханом, внуком Чингисхана, был изготовлен и экспортирован в Европу первый бело-голубой фарфор, поразивший всех своими уникальными качествами. Именно в эпоху Юань Цзиндэчжэнь, город в южной провинции Цзянси, начал становиться самым важным центром производства фарфора в Китае и, следовательно, самым важным центром керамики в мире.
КИТАЙСКАЯ КЕРАМИКА ЭПОХИ ДИНАСТИИ МИН (1368-1644)
Эпоха Мин, последняя из четырех великих китайских династий, совпала с европейским Ренессансом, и, как и в Европе, она стала свидетелем подъема архитектуры, искусства и, прежде всего, керамического искусства. Фарфор — отличительная черта искусства династии Мин — был усовершенствован во времена династии Мин, и фарфор Сюаньде в настоящее время считается одним из лучших среди всей керамики династии Мин. Более того, качество синего и белого фарфора Ming считается величайшим китайским фарфором, когда-либо произведенным. Все это внесло огромный вклад в мировую репутацию китайских гончаров в период поздней династии Мин, когда Китай перешел к рыночной экономике и начал масштабную программу экспорта фарфора в Европу во время правления императора Ваньли (1572-1620).
Еще один значительный прогресс произошел в области эмалированных украшений, которые процветали при императоре Чэнхуа (1464-1487). Улучшения были также обнаружены в рецептуре кобальтово-голубой глазури, цвет которой имел тенденцию к растеканию (растеканию) во время обжига. Добавление марганца в глазурь предотвратило это, хотя результат был менее блестящим. В целом, мастер-классы экспериментировали с новыми методами моделирования и придания формы, новыми рисунками (самыми популярными мотивами были дракон и феникс) и продемонстрировали новую готовность принять иностранные идеи.
БЛАН ДЕ ШИНЭ
Изготовленный в Дэхуа, провинция Фуцзянь, Blanc de Chine (China White) — это разновидность белого китайского фарфора, который впервые появился во времена династии Мин. Ключевой характеристикой фарфора Дэхуа является чрезвычайно низкое содержание оксида железа, что придает ему мгновенно узнаваемый теплый молочно-белый или белый цвет слоновой кости. Напротив, цзиндэчжэньский фарфор имеет гораздо более высокое содержание железа и, соответственно, другой характер.
Белый фарфор Блан де ШинэХотя гончары создавали самые разнообразные формы в Блан-де-Шине, такие как: чаши, подставки для щеток, вазы и кувшины, чайники, лампы, подставки для чашек и т. д., Его величайшими примерами были фигуры, особенно религиозные фигуры, такие как Гуаньинь, Богиня Милосердия. Белый фарфор Blanc de Chine из Дэхуа особенно популярен в японском искусстве, где его называют хакугорайор или корейский белый. Одна из самых обширных в мире коллекций керамики династии Мин (включая китайскую керамику) за пределами Китая и Тайваня находится в Британском музее в Лондоне. Коллекция, собранная за 250 лет, включает около 7000 китайских экспонатов — от каменного века до наших дней, — из которых около 900 — керамика династии Мин.
КИТАЙСКАЯ КЕРАМИКА ЭПОХИ ДИНАСТИИ ЦИН (1644-1911/12)
В эпоху искусства династии Цин гончары начали использовать яркие цвета для украшения тарелок и ваз тщательно нарисованными сценами. Фарфоровые керамисты начали производить пятицветную посуду, нанося различные подглазурные пигменты на цветочные, пейзажные и фигуративные сцены — стиль, который был (и остается) очень востребованным на Западе. В эпоху Юн Ченга (1723-1735) фарфор был усовершенствован за счет разработки эмали фенкай в широком диапазоне цветов и тонов.
Китайская керамика эпохи династии ЦинПримечание: Именно во времена династии Цин Европа испытала всплеск интереса к (псевдо) Китайское декоративно-прикладное искусство. Известная как шинуазри, эта мода включала в себя целый ряд мотивов, используемых в китайской керамике.
КИТАЙСКАЯ КЕРАМИКА В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ (1912 — НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)
Беспорядки в Китае в течение первых двух третей 20-го века привели к снижению качества и производства керамики по всей стране, особенно фарфора. Однако за последние 20 лет власти возродили производство в рамках продолжающейся программы по укреплению культурной репутации Китая во всем спектре визуального и пластического искусства. Наряду с современными методами изготовления, был восстановлен ряд центров для воспроизведения традиционной керамики великих династий.