Если ещё до недавнего времени флаконы от духов коллекционировали лишь единицы любителей парфюмерии, то сейчас этим собирательством увлечены многие. Мало того, последние два десятилетия в Друо и Париже ежегодно проводятся специализированные аукционы по продаже винтажных флаконов. И нужно сказать, что стоимость некоторых из них иногда достигает баснословных сумм.
Как правило, интерес к таким торгам проявляют частные коллекционеры из Америки, а также крупные парфюмерные бренды. Причем вторые преследуют особые цели. И это не только заимствование оригинального дизайна приобретенного флакона, но и, если повезет, копирование аромата, следы которого могли бы сохраниться во флаконе.
История этого специфического сосуда началась с античных времен, а вернее, с появлением самых первых ароматических составов. И поскольку ароматные композиции впервые появились в Древнем Египте, именно оттуда и пошли первые сосуды для хранения благовонных составов. Это были специальные емкости небольших размеров, сделанные из разнообразных материалов: камня, обожженной глины, рогов и костей животных.
Начиная со середины II тысячелетия. до н. э. в Месопотамии довольно широкое распространение получили сосуды, отдаленно напоминающие изделия из стекла. Изготовлялись они методом накладывания разогретой силикатной массы на глиняную форму. Наиболее характерный тип такого сосуда для ароматических масел — амфора вытянутой цилиндрической или овальной формы с узким горлышком, которую археологи назвали «алабастр». Пройдут века, и ёмкости для ароматов разнообразных форм станут изготавливать из стекла, украшая их причудливой чеканкой и россыпью драгоценных камней.
А ведь каких-то 100 лет тому назад, производство парфюмерных флаконов и вовсе перейдет в ранг произведений ювелирного искусства. Именно эти экземпляры и станут предметами борьбы на аукционных торгах.
Разумеется, что индивидуально разработанный флакон во все времена считался редкостью, поэтому и стоил немалых денег. Ведь производственный цикл сложный и дорогой, требующий специальных навыков и дорогостоящих материалов. И основными критериями ценности флакона всегда считались подпись мастера, марка фирмы, дата выпуска и, наконец, оригинальность модели.
На данный момент времени самыми редкими экземплярами являются сосуды из стекла и специального пластика, которые были произведены в 1910-30-е годы, считающиеся золотым веком парфюмерного дизайна. Среди их создателей такие мастера, как Рене Лалик, Люсьен Гайяр, Жюльен Виар и другие.
Ценовой диапазон на антикварные флаконы может колебаться от нескольких сотен до десятков тысяч долларов. А редкие экземпляры уходят с молотка ещё дороже. Всё зависит от количества изготовленных сосудов и степени причастности дизайнера к их производству. Наличие на флаконе этикетки и собственной оригинальной упаковки ещё больше повышает цену лота на аукционе. По сей день одними из самых интересных экземпляров, достойных украсить любую коллекцию, считаются парфюмы от бренда «Lalique», созданные дизайнером - Рене Лаликом.
Однако в 2009 году состоялась беспрецедентная сенсационная продажа на аукционе произведений изобразительного искусства торговым домом Christie’s. Флакон «вуалетной воды» (именно так переводится игра слов eau de voilette) Belle Haleine (Красивое дыхание) марки Rrose Selavy был продан за 11,5 миллионов долларов. Эта сумма стала рекордной в истории торгов парфюмерными флаконами. В данном случае такие огромные деньги были выложены не за сам предмет, а за бренд. Rrose Selavy – это одна из марок для которой работал известнейший в парфюмерных кругах художник-авангардист Марсель Дюшан.
Стоит отметить, что парфюмерный дизайн второй половины XX века на аукционах представлен более чем скромно. Среди мастеров этого периода хорошо известны имена дизайнеров, таких как Серж Мансо, Пауль Вундерлих, Тьерри де Башмакофф и другие.
В заключение хотелось бы отметить, что и в наши дни работа дизайнеров, создающих эксклюзивные флаконы для духов остаётся по-прежнему востребованной и щедро оплачиваемой. В погоне за покупательским спросом парфюмеры свою продукцию, особенно коллекционную и в ограниченном количестве, стали выпускать в хрустальных сосудах, которые и сегодня выдувают по старинке, то есть «вручную» и отмечают авторским знаком. При этом каждый флакон получается эксклюзивным. Большая роль, как и 100 лет тому назад, отводится крышкам флаконов, которые являются самой важной частью парфюмерного творения.