Королевский блеск хрусталя Moser по истине неповторим и прекрасен. Сегодня «Moser» является официальным поставщиком хрустальных изделий для королевских дворов и президентских дворцов. Его ведь не зря называют «Хрусталем королей», а также «Королем среди хрусталя». Изысканные бокалы и рюмки, блюда и графины, стаканы и салатницы из цветного и белого стекла неизменно присутствуют на торжественных приемах многих глав государств. Причудливые хрустальные вазы и кубки, украшенные гербами и монограммами президентов, преподносятся в дар высокопоставленным чинам. Бокалы Мозер выбирают для бракосочетания не только королевские особы. Кроме того, на мануфактуре Moser создаются награды для престижных фестивалей, спортивных соревнований и премий в области литературы и искусства.
Эксклюзивный хрусталь Crystal Moser украшен вензелями, позолотой и эмалевыми орнаментами, цветными имитациями полудрагоценных камней, тонкими гравировками, напоминающими морозные узоры. Роспись выполнена настолько филигранно, что кажется, будто она объемна. Каждый предмет, сделанный на фабрике Moser — уникальное произведение искусства, так как все изделия до сих пор изготавливаются и украшаются вручную. Поэтому этот восхитительный хрусталь, хотя и стоит больших денег - пользуются большим спросом на мировых рынках luxury.
В 1857 году богемском Карлсбаде (нынче Карловы Вары) была основана мастерская по росписи посуды, предназначавшейся для богатых курортных заведений. Её основателем и неизменным руководителем на протяжении 50-ти десятков лет был Людвиг Мозер (1833- ), местный предприимчивый коммерсант и гравёр.
Родился Людвиг в семье портного, однако по стопам отца не пошел, а выучился на шлифовщика стекла. И уже в 24 года юноша открыл в Карлсбаде собственную небольшую мастерскую и магазинчик. Он закупал бокалы, зеркала, пресс-папье у разных производителей и собственноручно украшал их гравировкой и росписью, а затем выставлял на продажу. Дела шли вгору. И Мозер вскоре стал выставлять результаты своего творчества на международных выставках. Его творческий талант, а также художественный вкус был оценен по достоинству: в 1889 году он уже заседал в жюри на Всемирной выставке в Париже. А в 1892 году Мозер получает разрешение на строительство собственного стекольного завода.
Итак, спустя 35 лет после открытия мастерской Людвиг решился кардинально поменять весь процесс своего производства, установив стекловаренные печи. С того момента и началась славная история знаменитого чешского хрусталя. Мастерская Мозера приобрела статус стекольной фабрики, а его собственное имя стало нарицательным для продукции, выпускаемой этой мануфактурой.
После открытия фабрики пройдет немного времени и группой специалистов мануфактуры будет изобретена уникальная рецептура изготовления совершенно прозрачного и цветного стекла. Для эффектного подкрашивания стекла стали использовать оксиды разных металлов, придающих изделиям различные оттенки, которые имели схожесть с цветами драгоценных камней.
Изготовление хрусталя Moser – это исключительно ручная работа, все процессы: выдувание, шлифование, золочение и гравирование является тонкой, почти филигранной работой высшего уровня.
Первый этап - это выдувание мастером стеклянного изделия с помощью стеклодувной трубки. А ведь, чтобы создать из расплавленной массы утонченные хрупкие предметы ему необходим не только опыт, творческая жилка, но и физическая сила. Потому как вес стеклодувной трубки иногда доходит 16,5 килограммов, что равняется весу вазы, которую должен сделать мастер-стеклодув. А теперь представьте: он должен удерживать эту трубку в горизонтальном положении, при этом выдувать само изделие, все манипуляции осуществлять очень быстро, да еще и перекладывать трубку из одной руки в другую... Действительно, нелегок труд стеклодува.
Далее следует декоративная обработка изделий - шлифование и огранка, травление и золочение стекла. Затем позолоченные поверхности мастера полируют агатовыми и гематитовыми камнями, чтобы добиться мягкого блеска. И, конечно, гравирование – один из самых дорогостоящих и сложных способов декорирования хрусталя. Мотив гравировки сначала прорисовывается на хрустальной поверхности, и только затем начинается процесс резьбы. К слову, каждый гравированный предмет на фабрике Moser – это штучное произведение искусства.
Следует также отметить, что с момента выпуска первых изделий и вплоть до наших дней на производстве Мозер используется безсвинцовый хрусталь. Сырьем для его варки являются кремнистый песок, сода, поташ и известняк. Доподлинно известно, что вместо свинца Людвиг Мозер использовал какой-то другой химический элемент, который сих пор остается коммерческой тайной предприятия.
Одним словом, и по сей день предприятие работает по запатентованным старинным технологиям, не имеющим аналогов в мире. Хрусталь Мозер чище, чем вода или воздух, а выполненная вручную технология огранки позволяет изделиям отражать даже самое незначительное преломление света. Все это позволяет даже самым искушенным ценителям насладиться утонченной эстетикой изделий.
Безусловно, изысканный дизайн и высочайшее качество изготавливаемой продукции заслужили признания во многих музеях и ведущих галереях мира, среди которых - музей Виктории и Альберта в Лондоне, музей стекла в Корнинге, Glasmuseum в Пассау, галереи Моравии и Брно, музей Северной Чехии в Либереце и, конечно же, одноименный музей «Мозер» в Карловых Варах.
Напоследок хотелось бы отметить, что только благодаря своему создателю, легендарная фабрика пришла к невиданному успеху. Людвиг Мозер не только труд всей своей жизни увенчал всемирной славой, но и разбогател, а еще был награжден титулом графа, который получил от императора Австрии и короля Богемии Франца Иосифа, что для человека, происходившего из еврейской семьи было по тем временам из ряда вон выходящим.
Что любопытно, сегодня, как и 150 лет тому назад, чешский хрусталь Мозер изготавливается по собственной уникальной рецептуре, формулу которой хранят в строжайшем секрете. Кстати, интересно и то, что бренд выпускает посуду гендерными коллекциями — для дам и джентльменов. Как правило мужские (Royal) — это яркая брутальность, женские (например, Lady Hamilton) — подчеркнутая элегантность и изящество.
Чехия всегда гордилась своим не только звёздным, но рукотворным стеклом — цветным богемским и хрустальным, а её мастера-стекольщики состязались в мастерстве по созданию необыкновенной красоты с итальянскими.