Дело в том, что все камни и минералы, рожденные в недрах земли, уже изначально наделены природой определёнными свойствами, в том числе, цветом, рисунком и фактурой. Поэтому их художественная обработка требует не только большого опыта и мастерства, но и тонкого чутья породы. Старые камнерезы не без основания утверждали: «Нужно понять тайну камня, увидеть его скрытую красоту и суметь ее показать другим». Поэтому чтобы создать настоящее произведение искусства, каменных дел мастер должен работать в соавторстве с природой. Именно такие работы и создает художник-камнерез Дмитрий Емельяненко, подружившийся с кварцем еще вначале своего творческого пути.
Дмитрий Емельяненко (1966) — художник по профессии, мастер камнерезного искусства, член Всероссийской общественной организации союза художников России, награжденный орденом А.К. Денисова-Уральского (2010) за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии лучших традиций российского камнерезного искусства. Более 30 лет он несет в мир невероятную красоту, рожденную в недрах земли, которая в его талантливых руках становится видна и понятна каждому.
Выпускник Свердловского художественного училища, получивший специальность «резчик по камню», в конце 80-х годов начал свою трудовую деятельность на производственном объединении «Уралкварцсамоцветы». Еще тогда Дмитрию пришлось вплотную поработать с этим капризным материалом. И уже тогда его камнерезные работы возымели художественную ценность. К слову сказать, Несколько изделий из горного хрусталя того периода и сейчас являются достойными экспонатами известной московской галереи «Эстер».
С тех пор, на протяжении всей своей творческой карьеры, Дмитрий Емельяненко уделяет резьбе по кварцу много времени и сил. На сегодняшний день он один из немногих, кто достиг высшего мастерства в обработке этого минерала. Ярким примером, демонстрирующим высокий уровень профессионализма художника, является камнерезная работа из довольно большого кристалла горного хрусталя под названием — «Единство», созданная в 2000 году.
Основной особенностью этого произведения является то, что фигура на самом деле, вырезана внутри двух половинок цельного кристалла, высотой примерно по 25см. Произведение символизирует единство мужского и женского начала - инь и янь. На первый взгляд может показаться, что фигура вырезана просто с обратной стороны минерала, однако мастер усложнил в разы свою работу, вырезав её внутри.
Как видим, любимым жанром мастера на сегодняшний день является анималистика. Причем всем своим творениям мастер придает невероятную натуралистичность посредством тончайшей проработки образов и использования технологии объема живого глаза.
Нужно также отметить, что статуэтки уральского умельца довольно увесисты. Так, к примеру, работа «Голова лошади» имеет высоту около 30см и весит примерно 2 килограмма. Для создания этой камнерезной работы, был использован кристалл кварца почти 10-ти килограммового веса, что неимоверно усложнило обработку хрупкого минерала. Отсечь ненужное из такой глыбы - в данном случае было весьма и весьма сложно. Тем не менее, мастер с этим справился. Не зря же китайская мудрость уже много веков гласит: «Если ты научился резать кварц ты стал камнерезом».
Среди крупных камнерезных изделий Дмитрия Емельяненко, также стоит отметить работу «Сокол», кажущуюся на фотографии небольшой, но на самом деле имеющую высоту около 20см.
Еще одна уникальная камнерезная работа — «Друг», которая представляет собой собаку с большой детализацией проработки, вырезанную из цельного кристалла кварца. Работа, имеющая длину около 30см, очень эффектно смотрится на черной долеритовой подставке, которая как нельзя кстати, подчеркивает красоту резьбы и качество самого полупрозрачного минерала.
Среди небольших камнерезных изделий из кварца - очень оригинальна работа «Мышка на компьютерной мышке». Она также вырезана из цельного кварца, и представляет из себя маленького грызуна сидящего сверху на компьютерной мышке, которая играет роль подставки, что вполне эффектно и со смыслом.
Однако художник-камнерез работает не только с горным хрусталем, в его коллекции нередко можно встретить и работы, выполненные из других драгоценных и полудрагоценных камней, которые более прочны и не так сложны в обработке. Вот некоторые из них:
В 2002 году Дмитрий Емельяненко первым придумал технологию, которую назвал «технология объема живого глаза». Впервые применил эту технологию в своём произведении «Такса».
В заключение хотелось бы отметить, что резьба по кварцу занимает в творчестве Дмитрия Емельяненко более значимое место, так как художник-камнерез, действительно, достиг огромного мастерства в работе с этими кристаллами, овладев и новаторскими приемами, и совершенной техникой в их обработке.
Именно поэтому творческий почерк Емельяненко узнаваем и на всероссийском, и международном арт-рынке. Его камнерезные изделия популярные объекты для отечественных и зарубежных коллекционеров. К тому же Емельяненко - постоянный участник региональных, всероссийских выставок «Камнерезного и ювелирного искусства Урала», а также международных выставок, прошедших в свое время в Швеции и в Нью-Йорке.