Зарегистрировано — 123 421Зрителей: 66 508
Авторов: 56 913
On-line — 23 073Зрителей: 4583
Авторов: 18490
Загружено работ — 2 122 931
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему аукционы проводят повторные экспертизы картин русского импрессиониста Константина Коровина
Картины Константина Коровина долгое время не пользовались популярностью в советской России: их называли "буйными и незрелыми", а широкие фактурные мазки – "дерзкими и грубыми". Зато сейчас живопись русского импрессиониста оценена по достоинству, он один из самых продаваемых русских художников на мировых аукционах. За последних два десятка лет с молотка ушло более 900 его живописных работ на общую сумму 89,5 млн долларов. Правда, нередко продажи полотен живописца сопровождались скандалами и разборками по поводу их подлинности. Почему так - далее, в нашем обзоре.
Константин Коровин (1861–1939) — выдающийся русский живописец-импрессионист рубежа XIX–XX столетий, проявивший себя во многих видах искусства: архитектуре, театре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Его немногочисленные проекты выставочных павильонов оказали заметное влияние на развитие стиля модерн в русской архитектуре. Коровин был одним из лучших сценографов своего времени. Однако наиболее яркую страницу он занял в истории отечественного искусства как живописец.
Константин Алексеевич, будучи сыном купца, имел в жизни все для безбедного существования. Однако выбрал для себя путь художника, который был устлан и лаврами, и колючим терном. Постигать азы живописи Коровин начинал в Московском художественном училище, а продолжил в Академии художеств Санкт-Петербурга. Его наставниками были известные живописцы той эпохи В. Поленов и А.Саврасов. Непросто было яркому, харизматичному и жизнерадостному студенту в рамках академических требований. Пытаясь найти себя в пейзажной живописи, посредством новаторских идей, он вызывал лишь нарекания преподавателей.
Но начинающий художник не унывал. Он вскоре нашел то, что искал в Париже, как, впрочем, и многие мастера той эпохи. Заграничная поездка и новые знакомства оказали существенное влияние на творчество художника. Он всерьез увлекся импрессионизмом, символизмом, пробовал себя в других направлениях. Его первые попытки причалить к импрессионизму уже ярко видны в «Портрете хористки», который поражал публику и глубиной цветовой палитры и атмосферностью. Именно эту картину современники называли первым вестником импрессионизма в русской живописи. По словам же самого Коровина, у импрессионистов Франции он нашел все то, за что его нещадно ругали на родине.
Вернувшись в Россию Коровин активно включился в творческую и общественную жизнь: регулярно выставлял свои картины на выставках, поддерживал политзаключенных, сотрудничал с театрами, с Валентином Серовым совершил творческую поездку на Русский Север, а также преподавал в Московском училище живописи.
Однако, вскоре, грянувшая революция, сломала судьбы многим из русской интеллигенции: кто сам бежал от режима, а кого настоятельно попросили уехать из страны. Ну, а Коровину, попросившему разрешения у властей на временный выезд за границу, чтобы подлечить жену и сделать сыну-инвалиду протезы, в 1922 году удалось легально выехать из России. Думалось - на время, оказалось - навсегда.
Он ехал из Москвы с надеждой на лучшую жизнь, однако на этот раз столица Франции для художника оказалась не такой дружелюбной. Коровину была уготована несладкая жизнь эмигранта, который остался практически без средств к существованию. Его агент, который должен был доставить картины художника из Москвы в Париж, бесследно исчез вместе с картинами, оставив Коровина в полной нужде. К этому добавилось множество других проблем: сам художник постепенно начал терять зрение, состояние его больной туберкулезом жены - все больше усугублялось. Протезы для сына Алексея из-за безденежья так и не удалось сделать. И тот от безысходности несколько раз пытался свести счеты с жизнью.
Но даже в таком критическом состоянии Константин Алексеевич продолжал активно трудиться. Не имея возможности заниматься живописью, он переключился на написание рассказов. Но и этого совершенно не хватало на нужды семьи. Поэтому художник занимал деньги, у кого только мог, однако деньги, присланные другом Борисом Красиным на билет обратно в Россию, Коровин хранил свято. Но вернуться на Родину Коровину было уже не суждено. Скончался художник в 1939 году в Париже в возрасте 77 лет.
Самые дорогие картины Константина Коровина
Разве мог Константин Коровин, 16 лет бедствуя и голодая в маленькой парижской квартирке в 1930-х годах, знать, что пройдет каких-нибудь 60-70 лет и цена его полотен, которые он отдавал за сущие гроши при жизни, будет исчисляться миллионами долларов. Именно сколько стоят нынче некоторые картины Коровина. В наши дни его импрессионизм высоко ценится на международных аукционах. По суммарным продажам всех его работ за период с 2000 года по начало 2021 года он занимает тринадцатую позицию в категории русских художников. Всего за этот промежуток времени было продано 909 его картин на общую сумму 89,5 млн долларов.
«Мастерская художника, Гурзуф, Крым»
Первым полотном Константина Коровина, перешагнувшим миллионную отметку, была картина «Мастерская художника, Гурзуф, Крым», ушедшая с молотка в 2006 году на «Русских торгах» аукционного дома Sotheby`s за 1,3 млн. фунтов стерлингов. (1,7 млн долларов). Гурзуф был особенным местом для Константина Алексеевича. Он там отдыхал душой и телом, получал невероятное вдохновение для творчества. Именно здесь художник построил себе дачу, дав ей поэтическое название «Саламбо», и обустроил в ней мастерскую с видом на море. В ней он нередко начинал день с утренних этюдов, а завершал вечерними.
«Вид с террасы. Гурзуф». 1912
Рекордная цена в рейтинге художника принадлежит картине «Вид с террасы. Гурзуф». На аукционе Sotheby`s в 2008 году она ушла с молотка за 1,5 млн фунтов с учетом комиссии. (1,93 млн долларов). На переднем плане картины видим открытую террасу «Саламбо», которую украшают высокие олеандры с яркими розовыми цветами. Внизу плещет море, лаская волнами согретые крымским солнцем гурзуфские скалы.
«У окна». 1923
«Натюрморт с розами и фруктами». 1917 г.
«Гитарист»
«Рыбаки в Охотино». 1916
«В саду». 1923
Одна из последних крупных продаж состоялась в 2020 году на аукционе Christie's. В торговом доме была выставлена очередная "солнечная картина" художника под названием «В саду». Это полотно вызвало такой интерес на аукционе, что с первоначального эстимейта 200-300 тысяч цена взлетела до 1,2 млн фунтов стерлингов. Это было обусловлено тем, что эта картина еще в 1923 году была представлена художником на персональной выставке в Берлине. О художнике тогда много писали в прессе по всей Западной Европе, репродукцию же картины «В саду» печатали во многих журналах. Она была представлена как одна из самых ярких произведений живописи Коровина. Этот факт и вызвал такой ажиотаж вокруг полотна.
И это лишь несколько примеров продаж картин русского импрессиониста Коровина. Напомним, более 900 работ импрессиониста уже прошло через аукционные дома и осели в музеях, частных и корпоративных коллекциях.
Подлинники и копии
А вот подытоживая вышесказанное, хотелось бы еще отметить, что торги, в особенности русским искусством, редко обходятся без казусов. В случае с Константином Коровиным это происходит чаще всего. По той причине, что экспертам бывает сложно отличить настоящие произведения мастера-импрессиониста от их копий, выполненных сыном художника - Алексеем Коровиным. В свое время он неплохо перенял манеру, чувство колорита и технику своего прославленного отца. И таким образом, пытался заработать на жизнь, когда отец полностью ослеп, и позже, когда тот умер. Особенно хорошо ему удавались цветочные натюрморты. Именно с ними зачастую и происходит путаница.
А свое время Коровин-младший получил художественное образование под руководством своего отца. С раннего возраста был хорошо знаком с театрально-декорационным искусством. В 1918 стал членом «Мира искусства», участвовал в выставках объединения в 1918-21 годах. В 1920 экспонировал свои работы в XIX выставке Всероссийского центрального выставочного бюро в Москве.
И все возможно сложилось бы в жизни молодого человека по-другому, если бы не трагический случай. 18-летним юношей, будучи безответно влюблённым в подругу детства Иру Шаляпину, он сделал девушке предложение, на что та ответила отказом. В отчаянии, долго не раздумывая, Алексей бросился под трамвай. В результате попытки суицида парень изрядно покалечил обе ступни. Находясь между жизнью и смертью, Алексей переносил одну операцию за другой. Однако обе изуродованные конечности в итоге пришлось ампутировать. Этот трагический случай самым негативным образом отразился на его психическом состоянии. После он неоднократно совершал попытки самоубийства. Последняя была в 1950 году во время очередной депрессии, после которой Алексей - не выжил.
Продолжение во внуках
Но и на этом история художников Коровиных не закончилась. Во Франции в наши дни живет внук Константина Алексеевича - Алексей ги Коровин, также художник. На вопросы журналистов о его знаменитом предке: "Оказал ли ваш дед на вас влияние как на художника? Учил ли он вас рисовать?", Алексей Алексеевич отвечает: "Нет, он умер, когда мне было 10 лет. Я начал рисовать, когда мне было 50. Я рисую только себя, я нигде специально не учился. Правда, отец показывал мне в детстве, как рисовать... Я рисую для удовольствия. Рисование — это мое хобби. И хотя я никогда не ставил целью продавать свои картины, продал довольно много во Франции."
В январе 2020-го картины Алексея ги Коровина были впервые представлены русской публике на выставке «Воспоминания о Париже и его окрестностях» в московском Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына. И также, как у знаменитого деда, любимой темой произведений Алексея Коровина стал Париж и его окрестности.
Комментарии:
Нет комментариевО лете на природе и о жизни кошек
Присоединяйтесь