Луис Комфорт Тиффани был наследником того самого ювелирного бренда Tiffany, чья продукция завораживала героиню Одри Хепберн в известном фильме. Однако довольно долго и успешно бунтовал против семьи – в его студии мастера (и мастерицы – Тиффани был известен тем, что охотно принимал на работу творчески одаренных женщин, чем навлек на себя гнев профсоюза мужчин-стекольщиков) создавали детально проработанные витражи для общественных зданий. А из оставшихся стеклышек делали абажуры для ламп.
Самой успешной разработчицей узоров для витражных ламп была Клара Дрисколл. Лампы Тиффани пользовались бешеной популярностью до Второй мировой войны и затем были «переоткрыты» в семидесятые годы.
Датчанин Пол Хеннингсен был человеком смелым и неравнодушным к вопросам социального неравенства, его статьи и эссе вызывали скандал каждый раз, когда появлялись в печати. Во многом на него повлияло воспитание – его мать была известной писательницей и феминисткой. Он не завершил свое архитектурное образование, однако это не мешало ему активно участвовать в крупных градостроительных проектах. Однажды, возвращаясь домой на трамвае, Хеннингсен подумал, что его соотечественники страдают от недостатка света. Казалось бы, электрические лампы должны были решить эту проблему, но в действительности они делали только хуже – резкий, неприятный свет, жесткие тени… И тогда он начал эксперименты по созданию люстр, делающих электрический свет рассеянным, мягким и равномерным.
Проекты серии PH разрабатывались для дома, но в силу своей авангардной формы и безупречного качества исполнения появились в общественных учреждениях. Самой популярной многоярусной лампой Хеннингсена стала «Шишка», она же «Артишок» - сложно встретить человека, не видевшего ее или одну из ее многочисленных реплик.
Инго Маурер родился в семье простого немецкого рыбака и изучал дизайн в те годы, когда в Германии процветали идеи рационального и минималистичного подхода к проектированию: «Хороший дизайн – меньше дизайна». Однако Маурера это не устраивало, и в шестидесятые он перебрался в США, где его взгляды пришлись как нельзя кстати. Гремели вечеринки на «Фабрике» Уорхола, молодые художники, музыканты, модельеры экспериментировали, банка супа «Кэмпбелл» оказалась достойна собственного «портрета», а кричащие геометрические принты покрывали длинные ноги самых отчаянных модниц. В это веселое время Маурер и задумался о создании необычных светильников – а реализовал свои идеи уже спустя три года в родной стране.
Лампа в виде лампочки, шрифтовые композиции из комиксов, переплетение проводов, обычно такое раздражающее, а теперь такое эстетичное, крылья, битые тарелки, маски клоунов… Маурера называли «поэтом света» - он превратил сугубо утилитарные вещи, призванные просто вписываться в интерьер и выполнять свою функцию, в настоящие произведения искусства. Кроме того, Маурер разработал концепцию «осветительной системы», включающей в себя ряд светильников, объединенных единым стилем и композицией.
Братьев Акилле и Пьера Джакомо Кастильони называют основоположниками минимализма, хотя в их репертуаре есть предметы ироничные и по-хорошему странные. Их светильник Arco, вдохновленный уличным фонарем – длинная изогнутая ножка и простой металлический абажур – стал не только самым знаменитым, но и самым подделываемым в XX веке.
В шестидесятые, в период сотрудничества с фабрикой Flos, братья разработали необычную технологию Cocoon – на металлическую основу светильника распыляется синтетическая смола, которая при затвердевании образует легкий, прозрачный, но прочный «кокон». Так появились светильники, напоминающие воздушные облака или бумажные фонарики.
Филипп Старк – французский дизайнер-постмодернист, для которого нет ничего невозможного, а «хороший вкус», «правила» и «мера» - пустые слова. Работы Старка раз за разом вызывают волну общественных дискуссий, восторгов и ожидаемых обвинений в китче и вульгарности. В его портфолио интерьеры и экстерьеры, сантехника, посуда, мебель – и, конечно же, светильники. На первый взгляд – совершенно классические, обыкновенные вещи. Но стоит присмотреться… и оказывается, что «мещанская» настольная лампа прочно срослась с силуэтом огнестрельного оружия. Автоматы Калашникова и винтовки покрыты золотым напылением.
Для бренда Baccarat он разработал торжественную люстру в духе французского классицизма и тем самым задал многолетний тренд на черный хрусталь. А к юбилею своего творения он предложил новую, ироничную и странную модель – все та же роскошная люстра «спряталась» под зонтиком.
Лавиани – земляк Страдивари, уроженец итальянской Кремоны. В возрасте восемнадцати лет он серьезно готовился стать скрипичным мастером и даже начал обучение, но вскоре решил попробовать свои силы в дизайне и поступил в Миланский политех. Последовательно он получил дипломы дизайнера и архитектора, сотрудничал с Микеле де Лукки – легендой итальянского постмодернизма, соратником Этторе Соттсасса и участником группы «Мемфис». Лавиани, как и его коллеги, двигается в русле постмодернизма, сочетая традиционные формы с ультрасовременными, меняя привычные материалы на китчевые.