Отто Якоб начал заниматься созданием украшений в семнадцатилетнем возрасте. Дело было так. Будущий ювелир проводил каникулы в Италии со своей девушкой (и впоследствии женой) Вероникой. Прогуливаясь по римским улочкам, они заметили торговца украшениями. Веронике приглянулось одно колечко. «Да я для тебя гораздо лучше сделаю!» - заявил Отто. А слов на ветер он не бросал, и вскоре уже его возлюбленная хвасталась перед друзьями прекрасным кольцом в виде двух цветков. Так Отто быстро стал популярным – правда, пока что исключительно в кругу своих приятелей и приятельниц. Однако так он получил свои первые заказы, первые гонорары и веру в свое призвание.
Будучи человеком, с детства увлеченным искусством и весьма одаренным, какое-то время он, разумеется, мечтал о карьере профессионального художника и даже серьезно занимался живописью под руководством известного мастера – художника-неоэкспрессиониста Георга Базелица, одного из самых дорогих живописцев современности. Однако быстро понял, что особого успеха на ниве «серьезного» искусства ему не обрести – слишком высока конкуренция, слишком многое уже сказано... И нашел себе других учителей.
Вот и разгадка тайны «вневременных» украшений Отто Якоба, слово бы созданных рукой ювелира далеких времен. Он решительно отверг все новомодные тренды и обратился к ушедшим эпохам. Работать с золотом он учился по трактатам Бенвенуто Челлини, а образы и формы заимствовал, трактуя по-своему, у мастеров древней Этрурии, кельтских ремесленников и безымянных ювелиров архаичной Греции. Гораздо больше времени, чем многие проводят на университетской скамье, Отто рассматривал старинные украшения и скульптуры в музеях. Но поначалу сомневался – поймет ли кто-то его работы? И до сих пор эти сомнения не оставляют его. А на все доводы про музеи, крупные коллекции и аукционы Отто Якоб отвечает просто: «Мне пока везет!».
Первая же его коллекция привлекла внимание: почти полностью выкупил прошлый наставник Якоба, Георг Базелиц. Но ювелиру хотелось признания широкой публики.
В 2008 году его работы презентовала галерея TEFAF, с которой Отто сотрудничает и по сей день. На выставках авангардных украшений творения Якоба выглядели буквально гостями из прошлого и вызывали интерес, смешанный с недоумением. Никто и поверить не мог, что это не стенд с антикварными драгоценностями, выставленными «для контраста».
Ювелиру вновь и вновь приходилось повторять: «Да, это сделал я, да, буквально на прошлой неделе, нет, им не тысяча лет». Впрочем, налет древности ничуть не смущал клиентов и галеристов – Отто Якоб довольно скоро получил и широкую известность, и хорошо оплачиваемые заказы.
Сегодня работы Отто Якоба соседствуют на выставках с творениями таких «монстров» ювелирного дизайна, как Уоллес Чан и Синди Чао – и выглядят рядом с ними пришельцами из иных миров.
Его верность TEFAF – явление особо порядка. Нигде, кроме выставок TEFAF в Нью-Йорке и Маасхирте, его работы увидеть нельзя. Кроме, разве что, его собственной мастерской на первом этаже двухэтажного здания в духе модерна – в городе Карлсруэ. Как и ювелиры прошлого, Якоб живет и работает в одном и том же месте. Кроме него и команды в мастерской «трудятся»… кактусы. Да-да, обширная коллекция кактусов – есть там выходцы из Калахари и гости из Саудовской Аравии… У них почетная миссия – вдохновлять. И, судя по всему, они с ней отлично справляются.
С вдохновением у Отто Якоба, в общем-то, никогда не было проблем. В молодости он так быстро придумывал все новые и новые украшения, идеи так хаотично роились в его голове, что порой не оставалось времени даже на набросок – скорее зафиксировать, лишь бы не забыть! Отто просто записывал свои мысли в блокнот, чтобы вернуться к ним позже. Да и его эскизы никогда не были детально проработанными – набор линий и пятен, обобщенная форма, намек на основную мысль… Однако восемь верных помощников (они и сами лауреаты множества премий в области ювелирного искусства) понимают его с полуслова… или с полу-линии. Самого мастера, впрочем, никогда не интересовали награды и премии – только воплощение своих идей.
Черпая идеи не только в прошлом, но и в красоте природы, Отто Якоб совмещает, казалось бы, несовместимое. В его украшениях, сложно сконструированных, многосоставных, можно найти и слепки крыльев кузнечика, и формы грецкого ореха, и фигуры кельтских богов, и переливающихся хамелеонов из витражной эмали.
Дизайнер принадлежит к числу тех мастеров, кто не испытывает пиетета перед «благородными» камнями и металлами, а потому в одном украшении соединяет стекло и бриллианты редких оттенков, золото и смолу. Особая обработка золота, частичное окисление и патинирование, придает украшениям еще больший налет старины. Якоб любит «естественные» кристаллы, но, в отличие от многих современных ювелиров-авангардистов, не выделяет для них ведущую роль и не возводит в культ. Огранка драгоценных камней в его украшениях не просто традиционная – она выполнена по старинным технологиям, возрожденным немецким ювелиром.
Самые «бюджетные» украшения Отто Якоба можно приобрести за семь тысяч долларов. И – до бесконечности. Он не уделяет внимания рекламе и не заботится о продвижении. При этом, очевидно, нужды в клиентах его мастерская не испытывает, а работы резервируются еще задолго до их создания. А сам он, оглядываясь на творцов прошлого, чутко реагирует на вызовы настоящего – например, одна из его подвесок в духе Ренессанса представляет собой богато украшенную кисть руки с маской чумного доктора и посвящена пандемии коронавирусной инфекции.
07 апреля ’2022 08:16
|