Карим Рашид родился в Египте, в 1960 году, в семье многонациональной (отец – египтянин, мать англичанка) и творческой. В детские годы никто и представить себе не мог, что этот слабенький мальчик, чудом выживший при рождении и с трудом научившийся говорить, однажды станет живой иконой современного дизайна. Правда, выбора особо и не было. Его отец был художником и занимался телевизионными декорациями, а потому Карим с юных лет стал свидетелем того, как буквально из ничего создается совершенно новый, пусть и иллюзорный, мир. Брать Карима – успешный архитектор, сестра – художница…
Детство и юность его прошли в Англии и Канаде, учился он в Италии, на родине постмодернистского дизайна. Итальянский дизайн впоследствии он будет называть главным конкурентом американского, отживающего свое. Так, вдохновляясь достижениями разных культур и природой разных частей света, он понял, что границы – лишь условность, а мир бесконечно разнообразен и огромен. Сейчас проекты Рашида реализованы буквально на всех континентах, он занимался дизайн-разработками в сорока государствах, его работы есть в Токио и в Париже, в Москве и в Нью-Йорке…
В возрасте тридцати трех лет дизайнер основал собственную студию, и спустя два года уже прославился первым своим новаторским проектом. Это было… мусорное ведро.
Да-да, для Рашида никогда не было тем, недостойных осмысления, объектов, не достойных приложения дизайнерского творчества. Пенопропиленовое мусорное ведро для компании Umbra было простым в производстве, легким, стильным и дешевым.
Какими только названиями не награждали мебель и интерьеры Рашида критики! Однако сам он предпочитает название «чувственный минимализм». Действительно, плавные, текучие формы, в которых нет ничего лишнего, вызывают желание прикоснуться к этим креслам, светильникам, столам и изгибам стен. Никакой вымученной «естественности», никаких попыток поиграть в «экологичное» - Рашид предпочитает синтетические материалы, глянцевые поверхности, цветное освещение и футуристические силуэты. Но и нейтральный, не привлекающий внимания, лишенный цвета, деталей, эмоций дизайн ему не по душе. Рашид говорит, что мы все больше – и с этим трудно поспорить! – живем в виртуальном пространстве, а значит, и реальность должна быть приближена к невероятным цифровым мирам. Многофункциональная мебель, продуманное расположение каждой детали, правильно падающий из окна свет, жизнеутверждающая палитра – это не роскошь, а жизненно необходимые вещи.
Рашида называют самым «плодовитым» современным дизайнером. Кажется невероятным, как он успел создать столько – от канализационных люков до фирменных стилей брендов, от интерьеров роскошных отелей до детской мебели. Сам он утверждает, что нужно просто браться за шесть проектов одновременно! Правда, не раскрывает тайны – как довести их все до конца.
В репертуаре Рашида и лампы в виде веселого привидения, и диваны из строгих геометрических элементов, и стойки для зонтов – ярко-розовые, биоморфные и откровенно футуристические. Его проекты выставлены в нескольких музеях мира, ему присуждено более трехсот наград в различных областях дизайна – за лучший дизайн ресторана, за лучший проект мебели, за свежие решения и находки в области дизайна. Рашид разработал новый дизайн статуэтки «Золотой граммофон», неоднократно посещал выставку «Инопром» в Екатеринбурге.
Также некоторое время он занимался преподаванием.
В чем же заключается смысл тех пятидесяти заповедей дизайнера, которые облетели мир и стали буквально символом веры для многих его молодых коллег? Во-первых, стоит отказаться от прошлого и следования устаревшим образцам. Творить следует с любовью к своему делу, приобретать не вещи, а опыт и новые впечатления, обдумывать каждое свое действие, стремиться узнать и попробовать как можно больше в своей профессии и вне ее. Дает Рашид советы и по жизнеустройству – не увлекаться чрезмерно быстрыми углеводами, не лечить депрессию шопингом, не обрастать хламом, не грубить заказчикам, не затягивать с ответами на письма и… завести тридцать одинаковых пар носков, чтобы не тратить время зря (с последним, конечно, не согласятся дизайнеры аксессуаров).
Пожалуй, творцы (художники, дизайнеры, писатели) делятся на две категории – затворники в черном, появляющиеся быстрой тенью на презентациях и столь же быстро исчезающие, и публичные личности, чья манера одеваться так же эксцентрична и оригинальна, как и творчество. Карим Рашид, безусловно, относится ко второй категории. Его стиль давно стал предметом обсуждений. Дизайнер предпочитает светлые цвета как в собственных работах, так и в гардеробе, поэтому чаще всего его можно увидеть в белом, розовом или сиреневом. Белый же, наряду с сиреневым и розовым, доминирует и в его проектах.
Многие дизайнеры, работающие много и охотно, забывают о личной жизни – их единственной любовью становится проектирование. Однако Рашид был дважды женат (и дважды разведен), у него есть дочь. Кроме того, у него имеется одна интересная традиция – ежегодно в свой день рождения Карим Рашид делает новую татуировку. Набивает он их в разных странах, поддерживая репутацию «человека мира». В конце концов, все границы порождены лишь человеческим сознанием.
И хотя Карим Рашид утверждает, что будущее за стилем хай-тек, а молодежь больше не хочет видеть никаких старинных комодов, согласятся с ним далеко не все.