Художник, родившийся в 1860 году в Остенде, приморском курорте на северо-западе Бельгии, вырос в неблагополучной семье. Его отец, Джеймс Фредерик Энсор, был британским инженером. В 1859 году он женился на Марии Катерине Хегеман, женщине из Остенде. Отец Джеймса всегда считался чужаком в Остенде. Кроме того, мужчина был безработным, психически неуравновешенным и страдал несколькими зависимостями, в основном алкоголем и героином. Мария Катерина, властная женщина, стремилась обеспечить семью. По словам художника, у его членов семьи было слабое здоровье. Ему несколько раз приходилось ухаживать за своей больной матерью. Сам Джеймс страдал несколькими болезнями, а его отношения с семьёй вряд ли можно было назвать счастливыми. В 1880-х годах он как правило во многих своих работах изображал отца, мать, тетю и сестру, демонстрируя непростые семейные отношения.
Мария Катерина, мать Джеймса, владела сувенирным магазином в Остенде на первом этаже здания, где жила семья. В магазине было собрано бесчисленное множество диковинок: ракушки, кораллы, куклы, фарфоровые изделия, тарелки и многое другое. Мать Энсора также продавала карнавальные маски, которые использовали участники знаменитого карнавала в Остенде. Художник с большой радостью принимал участие в карнавале в Остенде, оживлённом ежегодном мероприятии. Даже его бабушка наряжалась по этому случаю. Он также участвовал в брюссельском Марди Гра.
Начиная с 1880-х годов маски стали отличительным объектом в картинах Энсора, а карнавальные представления сыграли сильную символическую роль в его творчестве: он использовал маски для изображения искажённых социальных отношений, которые он критиковал в обществе своего времени. Изуродованные и гротескные маски его картин представляли для художника уродства и тёмные стороны человечества. Фигура Смерти часто стоит рядом с другими, чтобы напомнить им о том, что каждого из них ждёт в будущем.
Помимо трёх лет, проведённых в Брюсселе за учёбой в Академии изящных искусств, и нескольких поездок в Париж, Лондон и Нидерланды, Джеймс никогда не покидал родительский дом в Остенде. Он жил в своей спальне, превращённой в студию, расположенную на четвёртом этаже здания, в котором на первом этаже находился сувенирный магазин его матери. В спальне Энсора отражались его картины: безделушки с японскими масками, ракушки, используемые в качестве чернильниц, китайские вазы, черепа в шляпах и многое другое. Когда ему было двадцать восемь лет, он познакомился с Августой Бугаэртс. «Сирена», как он любил её называть, стала его ближайшим доверенным лицом и другом на всю оставшуюся жизнь. У него были и другие подруги, но он так и не женился. Никто не знает, почему.
Как и некоторые европейские художники конца XIX века, он испытывал сильное увлечение искусством Дальнего Востока. У него была возможность ознакомиться с японским импортом, который продавался в магазине его матери. Эти предметы вдохновили его на то, чтобы освободить свои работы от западных художественных условностей и представлений о красоте. Наряду с другими карнавальными масками, Энсор нарисовал традиционные японские маски из театра Но.
Джеймс был гордым фламандцем, который провёл почти всю свою жизнь в Остенде. Старые фламандские мастера, такие как Питер Брейгель Старший и Иероним Босх, во многом вдохновили его на творчество. Существуют аналогии между работами мастера, населёнными фантастическими и демоническими зверями и гротескными фигурами, и картинами Энсора. Однако он привнёс современность в своё творчество.
Рембрандт также вдохновил гравёра на сильную прорисовку деталей. Во время своего академического образования Джеймс сделал множество копий шедевров старых мастеров, в частности Рембрандта. Он восхищался его способностью уравновешивать темноту и свет (светотень). Энсор также черпал вдохновение в своём родном приморском городе. Ему нравился морской пейзаж и мрачная погода на побережье Северного моря, а также бельгийские кулинарные деликатесы: устрицы и картофель фри.
Джеймс был не только опытным художником, но и владел другими художественными техниками. В одном из своих писем искусствоведу, он объяснил, что каждая работа должна включать в себя новый творческий процесс. Работы Энсора насчитывают сто тридцать три гравюры, сделанные в период с 1886 по 1904 год. Художник разработал некоторые из них в качестве подготовительной работы к своим картинам, а некоторые были оригинальными. Его академическая подготовка сделала его блистательным гравёром. Он очень тщательно относился к своей гравировальной работе и создавал высококачественные отпечатки. Энсор иногда раскрашивал свои гравюры, используя различные техники, такие как карандаши, акварель или гуашь. Он сохранил черты своего личного стиля в своей гравюре, ещё больше подчеркнув сатирическую критику общества.
Отчаянно нуждаясь в средствах, он начал торговать (или же обменивать) своими гравюрами в Остенде. Как только его уровень известности начал расти, местные лавочники с радостью согласились получать плату за работу Энсора. Он использовал свои гравюры в пекарне, мясной лавке, аптеке, баре и многих других местах. Бифтеки (бифштексы) Джеймса, как их раньше называли, начали украшать стены нескольких заведений по всему городу.
В 1896 году шестнадцать мужчин из Остенде отправились в Париж, чтобы насладиться ночами Монмартра. Они веселились всю ночь напролёт и наслаждались развлекательными шоу в «Мулен Руж» и часто заканчивали свои ночи в Rat Mort, соседнем кабаре на площади Пигаль. Несколько писателей, поэтов и художников, таких как Шарль Бодлер, Анри де Тулуз-Лотрек и Гюстав Курбе, бывали в Rat Mort. Энсор присоединился к ним позже, но он активно способствовал созданию Bal du Rat Mort, этот благотворительный бал, созданный в 1898 году, закрыл карнавальные торжества в Остенде, а само событие существует и по сей день.
В 1883 году Октав Маус, бельгийский юрист, искусствовед и писатель, основал Le Groupe des Vingt или Les XX. Эта группа из двадцати бельгийских художников предназначалась для продвижения международного современного искусства. В противовес Салону, выставке художников, поддерживаемой Академией изящных искусств в Париже, Les XX провёл ежегодную выставку работ своих членов и приглашённых художников. Они провозгласили себя анархистской группой, но свобода выражения мнений была важна и для них.
Несмотря на то, что Джеймс был одним из основателей Les XX, группа отвергла одну из его работ под названием «Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года». Эта большая картина, считающаяся шедевром Энсора, изображает красочную, ревущую толпу во время брюссельского карнавала. Христос, интерпретируемый как автопортрет художника, едва виден в центре картины, игнорируемый окружающей толпой. Она представляет собой сатиру на современное бельгийское общество и предвосхищает экспрессионистское движение ХХ века. Даже авангардная группа Les XX неправильно поняла его работу. Энсор хранил картину в своей студии и публика впервые увидела её в 1929 году, во время крупной ретроспективы его работ в Брюсселе.
В конце XIX века Бельгия была местом оживлённых политических дебатов. Художник имел некоторое сходство с социализмом и анархизмом. Но трудно оценить, в какой степени он воспринял эти идеологии. На самом деле, как и многие художники своего времени, он никогда публично не заявлял о своих политических взглядах. Джеймс писал сатиры на короля Леопольда. В своём шедевре «Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года» он нарисовал баннеры с такими лозунгами, как «Да здравствует социальное». Художник, вероятно, испытывал некоторую симпатию к антиавторитарной стороне анархизма fin-de-siècle. Он ненавидел установленный порядок и правила.
Джеймс считал, что его искусство обусловлено литературой. Он нашёл поддержку своей работе среди писателей-символистов, таких как Эдмон Пикар и Альберт Мокель.Существует тесная связь между его творчеством и бельгийской символической литературой. Новые журналы в Бельгии в конце XIX века, такие как L'Art Moderne (издание Les XX), La Revue Belge и La Jeune Belgique, опубликовали несколько статей о «Фантастической реальности». Воображение и тайна рассматривались как лучший способ описать эмоции. Поскольку работа Энсора шла в том же направлении, он получил похвалу от авторов статей. Некоторые тексты символистов вдохновили художника на создание работ, каждая из его картин или гравюр рассказывает историю.
Ему нравилось считать себя наследником древних фламандских Мастеров. Он позаимствовал некоторые из их сатирических символов в своей работе, особенно скатологические образы. Он регулярно изображал людей, которых рвёт и которые мочатся, ассоциируя их с персонажами, одетыми как представители среднего класса, духовенства, правителей или королей. На его картине «Скорби святого Антония» кривоносый святой Антоний стоит на куче экскрементов. По его мнению, современное материалистическое общество стало причиной упадка духовности. Цель скатологических образов в его работе состояла в том, чтобы шокировать общественность и членов Les XX, которые отвергли его работу.
Как и многие гении, Джеймс Энсор, вероятно, слишком опередил своё время. Его художественный талант был признан только к концу его жизни. Публика и критики не оценили гротескные фигуры и смелые цвета его картин, а его попытки продать свои работы музеям не увенчались успехом. В 1893 году, когда он отчаянно нуждался в деньгах, он даже попытался продать все картины своей студии всего за восемьсот бельгийских франков. Однако в то время заинтересованных покупателей не было.
Известность пришла только в 1920-30-е годы. Хотя он симпатизировал анархистам, Джеймс несколько раз намекал, что получит титул барона с большой гордостью. Он хотел получить титул в память о своём отце и для личного удовлетворения. Король Бельгии Альберт откликнулся на его желание в 1929 году. Он сделал Джеймса Энсора бароном по случаю ретроспективы его работ в недавно построенном Дворце изящных искусств в Брюсселе.
В 1933 году Энсор получил прозвище «Принц художников и искусства» от своих коллег-художников во время мероприятия в Брюсселе. Анатоль де Монзи, министр образования Франции, наградил художника орденом Почётного легиона. И всё же, когда пришла слава, он бросил живопись ради музыки. В 1906 году его друзья мистер и миссис Ламботт подарили ему фисгармонию. Энсор назвал этот инструмент своим драгоценным спутником одиночества. Джеймс умер в Остенде в 1949 году в возрасте восьмидесяти девяти лет. Грандиозная похоронная процессия проследовала за его гробом в церковь Мариакерке.