Из числа художниц, создающих валяные изделия, Анна Романова, пожалуй, самая популярная… и самая «копируемая». У нее узнаваемый стиль работы – милые лисята и котята выглядывают из карманов или обитают на лацканах пальто, ведь немалая их часть – броши, которые вполне вписываются в повседневный стиль одежды. Начала свой творческий путь Анна в 2010 году. Сначала она делала игрушки для друзей, но постепенно самые удачные работы стала выставлять в инстаграме и других социальных сетях.
И вскоре на девушку уже посыпались заказы! На каждую миниатюру из овечьей шерсти уходит от пяти дней до двух недель в зависимости от сложности формы и детализации. И хоть она не стремится буквально копировать облик животных, выглядят они совершенно живыми. Вот-вот встрепенутся и сорвутся с места – успеть бы поймать!
Радиоведущая Валентина Теркова из Комсомольска-на-Амуре творит под псевдонимом Тёрка. Она создает игрушки и целые композиции из шерсти, а еще увлекается керамикой. Творчество, по ее словам – разновидность медитации, и видеть, как из бесформенной массы рождается образ – настоящее чудо. Идеи она находит повсюду – в мультфильмах и в случайном пятне на стене дома, в форме облаков и кронах деревьев… А вот вдохновения не ждет, просто садится за работу, и «муза» приходит сама.
Любимый герой Валентины – это кит. Огромное и сильное, но такое очаровательное животное – он стал настоящим символом и самым популярным персонажем ее работ. А еще – очаровательные войлочные булочки с задумчивым взглядом и печальные хинкали, осознавшие, что осень близится, гуси, голуби и драконы, фантастические обитатели лесов и герои любимых мультфильмов.
В США немало интересных мастеров скульптурного войлока, и одна из них – Дебора Поуп. Живет она с супругом и двумя детьми в Уильямсоне. У Деборы обширное художественное образование и опыт – степень бакалавра изящных искусств в живописи и фотографии, полиграфия, живопись… Она много путешествовала, работала на территории бывшей Югославии. Знакомство с войлоком она начала с создания шляп, и по сей день в число творческих увлечений художницы входит создание войлочной одежды и аксессуаров. А вообще спектр ее идей просто бесконечен, а новые рождаются почти мгновенно и не дают Деборе покоя, пока не воплотятся в материале. Удивительно, но ее авторские куклы, такие яркие, острохарактерные, детализированные, создаются без проработанного предварительного замысла и эскизов. Только спонтанность и чистое вдохновение!
Однако же технически работа над ними сложна – сначала создается каркас из проволоки, закрепленной с помощью горячего клея, затем поверх он обшивается лентами простеганного ватина. Это – «мышцы» куклы. Теперь приходит время «кожи» - тонкого слоя свалянной мериносовой шерсти. А потом – настоящий алхимический процесс, во время которого кукла оказывается в кульке с горячей мыльной водой, полощется в уксусе, сушится и корректируется. И лишь после всех этих пугающих процедур настает время примерить наряд и обзавестись прической.
В 2008 году на ежегодной конференции Дебора Поуп вошла в состав Национального Института Американских художников-кукольников (NIADA) и спустя два года в составе делегации посетила Санкт-Петербург с мастер-классом на выставке «Искусство куклы».
Азиатские мастера всегда славились оригинальным подходом к работе, будь то костюм или вышивка, интерьер или работа с бумагой. Вот и валяные творения японской художницы Hinali необычны – в первую очередь, своей реалистичностью. Она начала заниматься валянием из шерсти в 2011 году, а спустя четыре года уже активно участвовала в выставках на территории родной страны. Ее войлочные кошки во всем похожи на настоящих – пропорции тела и текстура шерсти, взгляд и поза… Кажется, вот-вот они замурчат и прыгнут на колени зрителю – однако рама настенного панно им мешает.
А вот самая «выставочная» мастерица в числе популярных – это Ирина Андреева. Начинала она с создания валенок – дипломной работы на художественно-графическом факультете Педагогического университета в Ижевске.
Высота ее войлочных композиций может достигать полутора метров, а размеры героев и предметов – почти в натуральную величину. Форма их при этом – лаконичная и упрощенная, а палитра – сдержанная и напоминающая о натуральных оттенках шерсти. Любимые сюжеты художницы – привычный каждому советский и постсоветский быт. Дети играют с кошками или постигают сложности игры на фортепьяно, висят в ожидании своих владельцев фигурные коньки, и даже кактусы на окне – и те из войлока.
Ирина создала более сотни войлочных скульптур, которые экспонируются по всей России. Она очень редко продает свои работы – почти никогда. Зато встретиться с ними и насладиться теплом можно на ее выставках.
Киоши Мино, ветеринар по профессии, воевал в Афганистане – боролся с талибами. Четыре года он жил в горах, часто спал под открытым небом, не зная, останется ли он завтра в живых. А после – восстанавливал все ту же страну и работал в программе поддержки местных жителей, у которых научился работе с шерстью. Вернувшись домой, Мино решил круто изменить свою жизнь и следовать не за чьими-то представлениями о правильном пути, а за собственными мечтами. Он вместе с супругой купил ферму и поселился там, ближе к природе.
А еще – занялся валянием из шерсти. Первая его работа, сделанная в подарок жене, была топорной и немного нелепой, но по-своему прекрасной. Со временем мастер усовершенствовал свою технику, и вскоре начал создавать детализированные изображения животных – от огромных орлов до забавных лягушек.
19 марта ’2022 11:39
Посмотрел. Ребята потрясающие работы , как в музее побывал. Бладарю сердечно всех авторов и особенно данной статьи!!! Низкий поклон. Супер!!!
|