16+
Лайт-версия сайта

Новости

8 картин великого Айвазовского, которые ушли с аукционов за миллионы

 



Вы не поверите, но в свое время известный критик, Александр Бенуа предлагал из шести тысяч морских и сухопутных пейзажей Ивана Айвазовского отобрать сотню лучших, а все остальные работы, приравняв их к малярству, сжечь. Мог ли вначале 20 века, искусствовед предполагать, что не пройдет и столетие, как полотна прославленного мариниста будут уходить на международных аукционах за миллионы долларов. Тому подтверждение - Лондонские торги в ноябре месяце этого года. Какая картина Айвазовского, перешагнув миллионную отметку, была продана с молотка и заняла 8-е место в личном рейтинге художника и почему так был категоричен Бенуа, далее - в нашем обзоре.



Личность художника - это неотъемлемая часть его искусства. И это невзирая на то, что многие пытаются оторвать произведения от их автора и придать им значение самодостаточности. Однако именно личность самого мастера всегда ложится отпечатком на его работы. Так и в случае с Иваном Айвазовским, который до последних дней своей жизни отдавал себя морской тематике. Море для него было некой тайной мироздания, хаоса, рождения жизни, всепоглощающей стихией. Оно несло в себе огромное количество эмоциональных оттенков – от ласкового, спокойного, тихого, нежащегося под лучами предрассветного солнца, до штормового и опасного, несущего гибель всему живому.

 

 

Иван Константинович Айвазовский - выдающийся российский маринист.

 

Иван Константинович Айвазовский - выдающийся российский маринист.



Для Айвазовского, для которого море было всеобъемлющей темой, не составляло большого труда писать даже самые сильные шторма, ураганы и бури. Для этого ему не нужно было стоять на берегу моря с мольбертом, пытаясь удержать его от порывов ветра. Он все свои работы творил в огромной мастерской своего дома. Что любопытно, ее стены были окрашены в терракотовый цвет и в ней не было ни одного окна, обращенного в сторону моря. Ему не нужно было видеть море перед глазами, живописец работал исключительно по памяти, которая у него была феноменальной. Ему иногда было больше чем достаточно беглых карандашных набросков в своих крошечных записных книжках. Айвазовский много путешествовал, был замечательным наблюдателем, а прекрасная память помогала ему создавать шедевры.

 

 

Иван Айвазовский.

 

Иван Айвазовский.



На могильной плите Айвазовского написано: «Рожденный смертным — оставил по себе бессмертную память». Бесспорно, это так! В наше время, когда ценность живописи легко измерить её ценой на арт-рынке, Айвазовского можно смело назвать одним из самых значимых российских живописцев. Сегодня полотна великого мариниста стоят целое состояние. А насколько сейчас востребованы его работы, можно судить, отслеживая результаты ежегодных аукционных торгов. Итак, личный рейтинг полотен художника, ушедших с молотка за последних два десятка лет.

1-е место - «Вид Константинополя и Босфора» (1856)


«Вид Константинополя и Босфора». (1856 год.) Р-ры 124.5×195.5 см. Холст, масло. Художник: Иван Айвазовский.

 

«Вид Константинополя и Босфора». (1856 год.) Р-ры 124.5×195.5 см. Холст, масло. Художник: Иван Айвазовский.



В 2012 году на лондонском аукционе торгового дома Sotheby's был установлен рекорд для картин российского мариниста. Полотно под названием «Вид Константинополя и Босфора», передающее турецкий колорит, ушло в частную коллекцию за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на доллары составляло 4,1 миллиона, а на рубли - более 270 миллионов. Назначенный в 1845 году на пост художника Адмиралтейства, Айвазовский в составе Средиземноморской географической экспедиции посетил Стамбул. Столица Османской империи произвела на художника неизгладимое впечатление. За несколько дней пребывания он сделал немало эскизов, многие из которых легли в основу 40 картин, которые художник напишет на заказ правящему султану Абдул-Азизу. А спустя 10 лет живописец по памяти, как и большинство своих полотен, восстановит вид константинопольского порта и мечети Топхане Нусретие в своей работе «Вид Константинополя и Босфора».

2-е место «Американские суда у скалы Гибралтара» (1873)


 «Американский торговый флот за Гибралтарской скалой». (1873 год). Р-ры 109 х132см. Холст, масло. Художник: Иван Айвазовский.

 

«Американский торговый флот за Гибралтарской скалой». (1873 год). Р-ры 109 х132см. Холст, масло. Художник: Иван Айвазовский.



«Американские суда у скалы Гибралтара» - вторая по дороговизне работа русского мариниста. В 2007 году его продали с аукциона торгового дома Christie's за 2 миллиона 708 тысяч фунтов, что приравнивалось к 3,5 миллионам долларов. Эту картину Айвазовский также писал по памяти. «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину», - так художник говорил своем творческом методе. Это «воспоминание» живописец также привез из путешествий к берегам британской колонии и хранил в памяти около 30 лет, прежде, чем перенес на полотно.

3-е место «Варяги на Днепре» (1876)


«Варяги на Днепре». (1876 год). Р-ры 134,5×235 см. Холст, масло. Художник: Иван Айвазовский.

 

«Варяги на Днепре». (1876 год). Р-ры 134,5×235 см. Холст, масло. Художник: Иван Айвазовский.



Замыкает тройку самых дорогих произведений Айвазовского пейзаж «Варяги на Днепре», который приобрел частный коллекционер за 3 миллиона 300 тысяч долларов в 2006 году.
Сюжет картины – путь варягов по главной торговой артерии Киевской Руси, Днепру. Это полотно - дань романтической традиции. На переднем плане картины – ладья, на которой стоят сильные и отважные воины, и среди них, судя по всему, сам князь. Героическое начало сюжета подчёркивается вторым названием картины: «Варяжская сага – путь из варяг в греки».

4-е место «Вид Константинополя» (1852)


«Вид Константинополя» (1852год.) Художник: Иван Айвазовский.

 

«Вид Константинополя» (1852год.) Художник: Иван Айвазовский.



Четвёртый миллионер кисти Айвазовского – «Вид Константинополя», ещё одна картина, написанная по впечатлениям от поездки 1845 года. Её цена составила 3 миллиона 150 тысяч долларов. Вскоре после окончания Крымской войны Айвазовский возвращался из Парижа, где состоялось открытие его персональной выставки. Путь художника лежал через Стамбул. Там он был принят турецким султаном и пожалован орденом «Нишан Али» IV степени. С тех пор завязалась тесная дружба Айвазовского с константинопольцами. Он приезжал сюда не раз: в 1874, 1880, 1882, 1888 и 1890 годах. Здесь проходили его выставки, он встречался с правителями Турции и получал от них награды.

5-е место «Исаакиевский собор в морозный день» (1891)


Исаакиевский собор в морозный день. (1891 год.) Холст, масло. 110 × 144 см. Частная коллекция.

 

Исаакиевский собор в морозный день. (1891 год.) Холст, масло. 110 × 144 см. Частная коллекция.



Картина «Исаакиевский собор в морозный день» была продана на аукционе Christie's за 2 миллиона 125 тысяч долларов в 2004 году. Это один из редких городских пейзажей художника-мариниста. С Петербургом была связана вся жизнь Айвазовского, хотя родился и большую её часть он прожил в Крыму. В Петербург он переезжает из Феодосии в 16 лет, чтобы поступить в Академию художеств. Вскоре, благодаря своим успехам, молодой живописец завязывает знакомства с ведущими художниками, писателями, музыкантами: Пушкиным, Жуковским, Глинкой, Брюлловым. В 27 лет он становится академиком пейзажной живописи Петербургской Академии художеств. И затем, в течение жизни, Айвазовский регулярно приезжает в столицу.

 

6-е место «Константинополь на рассвете » (1851)


«Константинополь на рассвете». (1851 год). Художник: Иван Айвазовский.

 

«Константинополь на рассвете». (1851 год). Художник: Иван Айвазовский.



Шестое место занимает ещё один вид Константинополя, на сей раз «Константинополь на рассвете». Он продан был в 2007-м за 1 миллион 800 тысяч долларов. Эта картина является самой ранней из «константинопольских миллионерш» Айвазовского.

7-е место «Девятый вал» (1850)


«Девятый вал».(1850 год). Художник: Иван Айвазовский.

 

«Девятый вал».(1850 год). Художник: Иван Айвазовский.


Невзирая на то, что великого мариниста большинство знает по его шедевру «Девятый вал», это полотно в рейтинге аукционных продаж занимает лишь 7-е место. В 2005 году за нее дали один миллион 704 тысячи долларов. В центре сюжета – несколько моряков, спасшихся во время бушевавшей бури. Она на щепки разбила и разметала корабль, но храбрецы, уцепившись за мачту, остались в живых. Восходит солнце, но испытания моряков не окончены: надвигается девятый вал...

8-е место «Генуэзские башни на Черном море» (1895)


 «Генуэзские башни на Черном море» (1895 год).Художник: Иван Айвазовский.

 

«Генуэзские башни на Черном море» (1895 год).Художник: Иван Айвазовский.



И наконец, картина, ушедшая с молотка буквально совсем недавно. Торги были организованы британским аукционным домом Christie's в рамках «русской недели», которая традиционно проходит в Лондоне два раза в год: в мае — июне и ноябре — декабре. Это морской пейзаж - «Генуэзские башни на Черном море». Оценочная стоимость картины на аукционе составляла $940 000 — $1,2 млн (700 000 — 900 000 фунтов стерлингов), в итоге ее продали за $1,15 млн (862 500 фунтов стерлингов).

Картина была написана Айвазовским в 1895 году и посвящена Феодосии — эти места художник очень любил. На холсте изображен участок крепости XIV века вдоль береговой линии Феодосии. Полотно было хорошо известно и выставлялось при жизни художника. Картина находилась в частной коллекции в Калифорнии, где хранилась более 40 лет. Имя покупателя не раскрывается.

 

 

P.S.

Возвращаясь к высказываниям Александра Бенуа, по поводу полотен известного мариниста, хотелось бы отметить, что отношение в Айвазовскому в профессиональной художественной среде было, впрочем, и остается достаточно снобистским. Спросите, почему так?

"Одно имя Айвазовского сейчас же вызывает воспоминание о какой-то безобразной массе совсем тождественных между собой, точно по трафарету писанных, большущих, больших, средних и крошечных картин. Все волны, волны и волны, зеленые, серые и синие, прозрачные как стекло, с вечно теми же на них жилками пены и покачнувшимися или гибнущими кораблями, с вечно теми же над ними пасмурными или грозовыми облаками.- писал Бенуа, - Он разменял все свое большое дарование и свою истинно художественную душу на продажный вздор. Он перешел все границы приличия и сделался прямо типом «рыночного» художника, имеющим уже, скорее, что-то общее с малярами и живописцами вывесок, нежели с истинными художниками".

А как считаете вы?

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/141221/51961/




Комментарии:

19 марта ’2022   11:42
Замечательная статья с картинами великого художника. Суперр, благодарю, было очень интересно!!! И приятно полюбоваться творчеством гения.


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

«Клином летят журавли», голосуйте!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft